они приходят к выводу, что автоматическое письмо может быть легко индуцировано гипнотической или постгипнотической суггестией. Мак Дугл пишет, что во многих случаях можно также получить ретроспективную информацию о процессе мышления, который имел место во время письма, если ввести субъекта в гипнотическое состояние. Прайнс приводит описание методики, которая заключается в следующем: оператор сначала гипнотизирует индивидуума, а затем внушает, что он должен написать что-нибудь (стихотворение или какой-то другой вид произведения) после пробуждения. Затем субъекта будят, дают ему в руки карандаш, кладут перед ним лист бумаги и одновременно заставляют читать вслух какой-то текст или производить математические подсчеты. Пока он всецело сконцентрирован на выполнении задачи, рука, положенная на бумагу, начинает писать. При этом испытуемый совершенно не знает, что выходит из-под пера. Истерический тип личности испытуемых, обследуемых Прайнс, проявляется в том, что рука в ряде случаев была абсолютно нечувствительной однако что касается здоровых людей, то здесь постгипнотическая суггестия редко позволяла достичь подлинной аутонографии. Хотя наиболее демонстративные случаи автоматического письма приходятся на истериков, они, тем не менее, могут отмечаться и у нормальных индивидуумов. Однако следует помнить, что при спонтанной аутонографии активирующим фактором чаще всего является истерия.
Наиболее интересным и весомым исследованием в области аутонографии является работа Прайнс Экспериментальное изучение механизма галлюцинаций. В ней описаны эксперименты с женщиной, которая в момент автоматического письма ма могла одновременно описывать в устной форме сопутствующие зрительные галлюцинации. Она обладала способностью по собственному желанию запускать процесс аутонографии, который часто сопровождался галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, отражающими содержание записываемого. Женщина совершенно не осознавала того, что воспроизводится ею на бумаге даже тогда, когда запись велась очень медленно. Во время экспериментов в целях исключения возможности прочтения записываемого материала голова женщины накрывалась непрозрачной тканью. Описание галлюцинаций записывалось на пленку, что позволило впоследствии сравнить их содержание с текстом. Женщина, о которой шла речь выше, обратилась к Прайнс за помощью, поскольку страдала раздвоением личности. Автор аутонографических произведений носил имя Джулия и был высоко духовной испанской девушкой-крестьянкой, жившей в XII веке. Эта Джулия и была той второй личностью, которая проявлялась в определенный момент. Что касается видений, то они как будто были мало связаны друг с другом. Однако записи являлись тем недостающим звеном, которое помогло соотнести и дать возможность интерпретировать их как вариации на одну и ту же тему. Прайнс отмечает, что галлюцинации были более насыщены деталями, чем описание эпизода, что хорошо видно из приведенного ниже примера.
Автоматическое письмо.
5. ...Я направляюсь к небольшой деревенской церквушке или миссии где служили мессу...
Сопровождающие его видения.
Дорога. В конце нее небольшая церковь. Разновидность белой оштукатуренной миссионерской церкви. Джулия обращена ко мне спиной. Она обращена ко мне спиной. Она идет по дороге босиком по направлению к церкви. Все видно очень отчетливо, как на экране. Я вижу, как волнуются колосья пшеницы на полях (У меня такое чувство, что Джулия ленится и не хочет идти в церковь).
6. ...в деревне, которая в мою бытность называлась Медеса. Какая-то площадь. Я вижу Сальватора, дядю Джулии. Над разложенными для продажи овощами натянут тент. Вокруг много женщин, похожих на иностранок. Толпа.
В другой серии экспериментов Прайнс изменил условия таким образом, что сначала у женщины вызывали видения с помощью магического кристалла, а затем она получала приказ вести записи. Таким образом содержание галлюцинаций определяло стиль записываемого. Вопрос о том, являются ли видения подлинными сенсорными галлюцинациями, остается открытым, поскольку не исключена возможность, что они есть не что иное, как продукт несвязанных псевдогаллюцинаций.
Большинство желающих развить в себе способность к автоматическому письму начинают с того, что просто держат в руке карандаш, подложив под него лист бумаги, и намеренно сосредоточиваются на разговоре или происходящем вокруг. Ожидание здесь играет роль умеренной аутосуггестии. Спустя какой-то период времени карандаш начинает двигаться и вычерчивает отдельные штрихи, зигзагообразные или прямые линии. Следующим шагом будут написание