распространяющийся даже на область счастья. И это вместо того, чтобы думать, как дать детям максимальное многообразие. Пусть они попробуют все: и музыку, и язык, и конструирование, и рисование. Активный свободный поиск без насилия даст результаты.
- Но ведь сегодня существует немало узкоспециальных школ, лицеев, гимназий. Многие родители всеми способами пытаются устроить туда детей.
- Узкоспециальные школы с ранним выявлением способностей несостоятельны по целому ряду причин. У детей создается неправомерное представление об их исключительности, элитарности. Элитарность необходима, но она должна проявляться в более естественных условиях. Общение только с себе подобными тоже опасно ущербностью, искажением личности. Родители же, реализуя свои несостоявшиеся амбиции, вынуждают ребенка делать то, на что он не запрограммирован от природы.
- Ваши советы родителям одаренных ?
- Их всего два: создать максимальные возможности для реализации способностей без насилия и ни в коем случае не ограничиваться только этой областью. Допустим, ребенок рано заявил о себе как пианист, а уже к четырнадцати годам достиг потолка. Если, кроме пианино, в этом мире он больше ничего не видел, наступит крах... Некоторые гимназии и лицеи дают детям возможность проявит различные способности. К примеру, в 654-й московской школе практикуется такой свободный поиск. Ученики 8-9-х классов целую четверть углубленно изучают один предмет, затем другой, чтобы к десятому классу четко определиться.
Недавно газеты обошла фотография подростка с вдумчивыми глазами и серьезным выражением лица. Двенадцатилетний Кирилл Лантухов стал студентом факультета вычислительной математики и кибернетики Московского университета. На вопрос, хотел бы он учиться за границей, не задумываясь ответил, что да, конечно, здесь меня ничего не держит.... Прежде чем осуждать юного прагматика, стоит задуматься: а есть ли в нашей стране сегодня социальный заказ на такого рода специалистов ? Посмотрите, кто ныне востребован: менеджеры, рекламные агенты, бухгалтеры. Выходит, что Кирилла и ему подобных российская школа, а затем и вуз готовят для Запада. Или для всего человечества. А может быть и во зло. Примеров злых гениев история знает достаточно.
- Одаренность - тяжелый груз, - говорит Анатолий Хавкин, врач-педиатр, доктор медицинских наук. - Это пограничное состояние, отклонение от так называемой нормы. Такой ребенок испытывает постоянные перегрузки, тратит свой энергетический потенциал. Он массу времени отдает учебе, на многие часы отдаляясь от других детей. В результате замедляется его социальное и психологическое развитие. По сути, его лишают детства, превращая в скаковую лошадь. И все это во имя какой-то гипотетической идеи... Дар не должен разрушать личность ребенка. Не говоря уже о физическом здоровье. Он в 12-13 лет закончит школу, поступит в университет - что дальше ? Мы не можем прогнозировать, когда остановится этап ускоренного развития. Нужно гармоническое воспитание.
Такую цель ставит перед собой Пироговская школа, носящая имя знаменитого русского хирурга, известного также своими работами в области педагогики. Школа была основана пять лет назад при благословении протоиерея Александра Меня. В ней учатся дети разных конфессий и разных возможностей.
Те, кому обычная школа отказывала в нормальном образовании, отсылая в резервации для инвалидов, могут учиться в Пироговской школе наравне со здоровыми сверстниками. Диагнозы грустные: от детского церебрального паралича до гидроцефалии, которую невропатологи относят к тяжелым поражениям. Кстати, великому Бетховену поставили бы именно этот диагноз. К счастью композитор не обучался во вспомога-
тельной школе...
- В Пироговской школе создан специальный подготовительный класс для детей с ограниченными возможностями, - рассказывает Анатолий Хавкин. - Вид маленького инвалида вызывает страх, жалость, а иногда и насмешки. А ведь он может быть необыкновенно одаренным человеком.
Можно ли вырастить гения из каждого? Еще в пятидесятые в нашей стране было несколько человек, которые делали вундеркиндов по заказу. Человек по имени Кравец брался к 13 годам дать любому ребенку четыре образования - музыкальное, художественное, спортивное и общее. И делал это за солидную плату для детей высокопоставленных партработников.
Канди - русский сверхчеловек!
Я решил рассказать о своих исследованиях по созданию сверхчеловека с помощью СК - Состояния Кандыбы, которые выполнил в 1984 году в Киеве. Я сделал открытие, которое до сих пор поражает всех специалистов: впервые