его в каждом случае к нужной им религиозной ориентации. Иногда с пауком сравнивают атмана, иногда - нетленного (акшара), иногда Бога. Как паук выходит со своей нитью... так из атмана исходят все дыхания, все миры, все боги, все существа (Брихадараньяка-упанишада, II, 1, 20; ср. Майтри-упанишида, VI, 32). Как паук вытягивает лапки и втягивает их обратно (srjate grhnate, букв.: вытекает и высыхает)... так все в этом мире рождается из нетленного (акшарат) (Мундака-упанишида, I, 1, 7). В теистической упанишаде подобной Шветашватара, это только Бог, который подобно пауку обвивает себя нитями, извлеченными из первобытной Материи (Прадхана, VI, 10).
5) Наконец, ряд постведических текстов отождествляет Космического Ткача с атманом, или Брахманом, или даже с личным богом, подобным Кришне в Бхагавадгите. Когда в знаменитом месте из Брихадараньяка-упанишады (III, 6,1) гарги задает вопрос: Яджнявалкья, если Воды - ткань, из которой ткется все, то из какой ткани сотканы сами Воды?, Яджнявалкья отвечает: Из воздуха. Воздух, в свою очередь, объясняет Яджнявалкья, соткан из миров Неба, а они сотканы из миров Гандхарвов, а те - из миров Солнца - и так далее до миров Брахмана. А миры Брахмана, из какой ткани сотканы они? Яджнявалкья отказывался отвечать. Не спрашивай так много, гарги, или у тебя голова отвалится. Ты спрашиваешь слишком много о божестве, за которым уже нечего спрашивать. Но в следующих стихах Яджнявалкья заявляет, что внутренний правитель (антаръянинам) является подлинной Основой Вселенной. И этот внутренний правитель - сутратман, атман, представляется в образе нити.
В Бхагавадгите мир ткет Бог. Кришна провозглашает себе Верховным Лицом, которым соткана эта Вселенная (yena sarvam odat sarvam, VIII, 22). Все это соткано Мною (тауа tatam idam sarvam, IX, 4). А после ослепляющей теофании Урока XI Арджуна восклицает: Все - Первобытный Бог, Древний Дух... тобой все соткано (tvaya tatam vishvam, XI, 38).
Как можно заметить, в случае Первобытного Ткача представлена та же ситуация, как в случае Космического Паука: он соответствует либо Солнцу, либо надличному главе (атман - Брахман), либо личному Богу. Но какова бы ни была природа или форма его проявления, Создатель во всех этих контекстах - ткач; а это значит, что он держит прикрепленными к себе невидимыми нитями или веревками Миры и существа, которые производит (точнее, которые извергает из себя).
Стать и существовать во Времени, длиться - значит быть задуманным Создателем и оставаться связанным с ним нитью. Даже когда - уже во время Брахман, но особенно в период упанишад - усиленно подчеркивается необходимость объединения и сочленения дыхания, чтобы образовать Бессмертное Лицо, атман, всегда есть создание; должны быть созданы средства доступа к состоянию Надличного существа; должно быть выковано орудие, которым человек добывает бессмертие. Достойно внимания, что даже в упанишадах (где проблема совершенно иная: как описать невыразимый опыт открытия и завоевания Самости?) образ нити используется по отношению к атману. Представляется поэтому, что главные течения архаической индийской духовности питались той мощной мыслью, что все живущее, действительное, существующее (либо во Времени, либо в Безвременье) - это, по существу, хорошо слаженное и сочлененное единство. До открытия, что бытие едино, индийское мышление уяснило, что разбросанность и несвязанность равноценны небытию; что для истинного существования нужны единство и цельность. И наиболее подходящими образами для выражения всего этого были нить, паук, ткань и ткачество. Паутина прекрасно показывала возможность объединить пространство из Центра, связывая вместе четыре главных пункта.
Эти образы и размышления - продукт глубокого опыта. Каждый раз, как человек осознает свою истинную, экзистенциальную ситуацию, т. е. свой особый образ существования в Космосе, и принимает этот способ существования, он выражает эти решающие ощущения образами и мифами, которые потом займут привилегированное положение в духовной традиции человечества. Тщательный анализ приведет к вторичному открытию тех экзистенциальных ситуаций, которые возбудили индийский символизм нити и ткани.
Космогоническое творчество, как и сам космос, символизируются актом ткачества. В брахманах Вселенная существует, потому что все ее части в порядке, потому что пространственно-временная структура растянута в результате жертвоприношения. Но эта идея тканья Вселенной и сочленения Праджапати тайной магией жертвоприношения не очень древняя. Праджапати, который истощает и ослабляет себя, создавая