К сожалению, немногие задумываются над тем, что религии как таковые есть творение Разума самого человека. Тем не менее, надо отметить, что появление религиозных учений сыграло положительную роль в формировании духовных и нравственных качеств Человека. И потому не случайно все видные ученые до XX века имели религиозные убеждения. К ним, в частности, следует отнести выдающегося русского ученого В. И. Вернадского, развившего теорию ноосферы - т.е. теорию сферы мышления. Он догадывался, что в живом организме, кроме вещества и энергии, есть еще и нечто материальное, связанное с жизненными процессами, которое следует считать Космическим Разумом. Эта догадка нашла подтверждение в трудах В. В. Налимова, Н. Н. Моисеева и других ученых. Под Космическим Разумом они понимали энергоинформационное поле Земли, которое представляет собой совокупность знаний о живой и неживой природе. Это было подтверждено учениками и последователями В. И. Вернадского - В. Н. Сукачевым, Н. В. Тимофеевым-Росовским и др.
К сожалению, после октябрьского переворота 1917 года эти работы были под запретом, а все религиозные течения под гнетом. Обстановка изменилась лишь в последнее десятилетие. Многие ученые повернулись лицом к религиозным учениям. Древний источник знаний - Библию рассматривают теперь как исторический документ. Появилось множество научно-философских публикаций на религиозные темы. В частности, проф. В. Н. Волченко в своей работе Приятие Творца современной наукой пишет: За истекшие столетия наука достигла многих высот, но оказалось, что в ее развитии не меньше и отрицательных последствий. Ну, а как с гипотезой Бога? Нужна ли она теперь? И можно ли найти пути к принятию наукой идеи Творца?
В поисках ответа на поставленные вопросы он пишет: ...бурное развитие науки ХУШ-ХХ веков и ее воинствующий материализм привели к противопоставлению научного знания и религии. Этим воспользовались политики, организовавшие прямой вандализм... в отношении Церкви. Многие священнослужители были уничтожены, и прежде всего в России. Но вместе с разрушением Церкви... нарушился тот нравственный стержень, который цементировал каждое религиозное сообщество и даже целые государства. В результате мы имеем технически высокоразвитую цивилизацию, находящуюся, однако, в глубочайшем нравственно-экологическом кризисе. И далее: Мы полагаем, что приятие Творца учеными-естественниками, преподавателями школ и вузов, а также и широкими кругами образованных людей - серьезный высоконравственный шаг.
Ю. Н. Кулаков в статье Синтез науки и религии пишет: Главной задачей познания традиционная наука считает открытие законов, управляющих Вселенной. Конечной целью исторического процесса является покорение Природы разгадавшим ее законы человеком... Но именно с того момента, когда была провозглашена эта точка зрения на науку, постепенно начали отходить на задний план все метафизические вопросы о существовании и сущности, о причинах, основаниях, цели и смысле жизни, тысячелетиями волновавшие людей.
Сторонником религиозных взглядов оказался и М. И. Клевцов - автор книги Раскрытие тайн мироустройства. После того, как он не в силах был объяснить причину вселенского завихрения, вынужден был заявить, что эти завихрения - творение Божественное. И далее: ...присутствие Бога в нашем мире везде и всегда вписывается в общую концепцию теизма: эфирная субстанция, т. е. Дух Божий, пронизывает все живое и неживое в Природе и является носителем энергии в различной форме ее проявления. Здесь Бог выступает как сила, присущая Природе и тождественная ей. Как видим, загадочное присутствие Бога вне нас, среди нас и внутри нас имеет не мистическое объяснение, а вполне материальную основу.
Теме Космического Разума большое внимание уделил и М. Карпенко. Он, в частности, пишет: Представление о Космическом Разуме является одной из основ йогического учения. Йога учит, что человеческое Я (Самость) вездесуще и всеведуще, хотя в неразвитом уме силы его не проявлены во всей их полноте. Индивидуальный ум является представительством Космического Ума, вследствие чего обладает способностью сообщаться с любым другим индивидуальным умом или явлением. Уму по природе его присущи космическое сознание и универсальное постижение всего сущего. Будучи засорен, индивидуальный ум не чувствует своей космической, всеобъемлющей формы. И лишь очистившись он начинает ощущать свою космическую вездесущность.
Современные исследования по парапсихологии, поставив ученых перед задачей теоретического обоснования наблюдаемых феноменов, определили необходимость выдвижения