врача и оптимистическая установка на лечение, нарастают факторы аутосуггестии.
Курс лечения - 10-15 сеансов.
Таким образом, маневрирование комбинациями нарко- психотерапевтических приемов
разрешает еще более тонко и продуманно индивидуализировать лечебную тактику
врача.
В процессе наркопсихотерапии можно выделить несколько этапов: подготовительный;
перестройки эмоционального состояния; восстановления нарушенных функций; закрепления
полученного терапевтического эффекта.
Задачей подготовительного этапа является формирование у больного положительной
установки на данный метод лечения, а также сглаживание остроты травмирующих
факторов и ослабление их негативного влияния. Этап перестройки эмоционального
состояния больного преследует задачи адаптации к условиям среды, изменения
уровня притязаний, снятия страха, неверия в себя, активацию и переключение
эмоций на более значимые факторы, создание новых жизненных стимулов. Обычно
эйфорический тон и возрастающее после каждого сеанса наркопсихотерапии состояние
бодрости, жизнерадостности способствуют постепен- ной реорганизации системы
отношений личности. Этап восстанов- ления наружных функций включает элементы
тренировки последних, а также нахождения новых путей для выхода из невроза.
При этом врач совместно с больным анализирует наиболее значимые для больного
факторы.
На завершающем этапе проведения сеансов нарко- психотерапии осуществляется
становление новой системы отношений личности и ее реабилитации - социально-трудовая,
семейная, бытовая. Становление и закрепление новых форм системы отношений
личности по существу заканчивается рождением новой личности с новыми жизненными
установками. Все это удается реализовать благодаря комплексному воздействию
препарата и индивидуализированных формул внушения, по мере раскрытия на каждом
из этапов наркопсихотерапии важных деталей жизни больного и патогенной ситуации.
Как иллюстрацию приведем следующий пример.
Больной С-й, 27 лет. Диагноз: зафиксированная истерическая реакция (гиперкинез
рук). Поступил с жалобами на потерю трудоспособности и невозможность самообслуживания,
в связи с постоянным тремором обеих рук, подавленное настроение, бессоницу,
возбудимость, раздражительность. До заболевания - активный, энергичный, выносливый.
Во время Великой Отечест- венной войны попал в плен, где подвергался тяжелым
пыткам. Бежал, прятался в лесах, жил в постоянном страхе. Вернувшись домой,
был переведен на инвалидность 1 группы, так как из-за постоянной резкой дрожи
в руках нуждался в посторонней помощи.
Лечение гипнозом и другими методами не помогало. С каждым годом тремор усиливался,
амплитуда его увеличивалась, больной не мог написать даже своей фамилии. Прошло
более 8 лет, а состояние больного не улучшалось, хотя физически он был здоров.
После психотерапевтической подготовки проведено 11 сеансов наркопсихотерапии.
Через день вводилось внутривенно 3- 4 мл 10 % раствора пентотала. На фоне
эйфорического состояния с оглушенностью врач внушал, что дрожь прекратится
и восстановятся движения рук. Во время сеансов предлагалось писать и больной
писал с каждой минутой все увереннее, свободнее и четче. Упражнения в письме
давались с короткими перерывами для отдыха и сопровождались императивными,
а также ободря- ющими, стимулирующими внушениями врача, утверждающими уверенность
в выздоровлении. На фоне эйфорического состояния больной становился жизнерадостным,
уверенным в себе, настойчиво выполнял тренировочные задания.
Во время каждого последующего сеанса наркопсихотерапии движения становились
все более свободными, писал и рисовал все четче и легче. Предоставленный после
тренировок сам себе, засыпал на 30-40 мин. В свободные от сеансов дни упорно
продолжал тренироваться. Через месяц движения и письмо полностью восстановились.
В дальнейшем больной закончил институт. Через 18 лет (1970 г.) работает инженером.
Здоров, активен, бодр.
По мере осуществления наркопсихотерапии в каждом случае врач должен выполнить
следующие задачи: 1) выделить ведущее звено психогенной ситуации; 2) проанализировать
внутреннюю связь событий, происшедших в жизни больного; 3) диф- ференцировать
основные симптомы невроза и разъяснить больному их характер; 4) разрушить