Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 4)

обращать на ритм, который важнее, чем длительность

вдоха (16 дыханий и более). Надо практиковать упражнение, пока не удастся

достичь мерного размаха дыхания и пока ученик не почувствует ритма вибрирующих

движений во всем теле. Порядок выполнения упражнения следующий:

- Сядьте прямо в удобную позу. Грудь, шея и голова должны составлять одну

прямую линию. Плечи слегка откиньте назад, руки спокойно положите на колени.

Йоги находят, что действие ритмического дыхания труднее достигается, если

грудь выпячена, а живот втянут. - Медленно вберите воздух полным вдохом, отсчитав

6 ударов пульса. - Задержите дыхание на 3 удара пульса.

- Медленно выпустите воздух через нос, отсчитывая 6 ударов пульса.

- Пауза на 3 удара пульса.

- Повторите цикл: 6-2-6-3 (Существуют и другие формулы ритмического

дыхания, например: 4-2-6-2. ). Упражнение выполняется до легкой степени

утомления. Утомляться нельзя! Собираясь закончить упражнение, необходимо проделать

очищающее дыхание йогов, оно дает чувство отдыха.

2. Порядок освоения упражнений по развитию глубины сосредоточения: шакти;

арупа; рупа; переход в состояние рума;

привлечение энергии (праны); перемена крово- обращения;

зарядка организма энергией (праной); возбуждение деятельности

мозга; великое психическое дыхание йогов; самадхи; последовательность умственных

состояний, которые становятся все более простыми, пока не завершаются в бессознательности

- асампражднята-самадхи, т.е. сосредоточение, не имеющее формы мысли. Длительная

глубокая медитация; мысленное внушение; телепатия.

ИНДИЙСКАЯ ТЕХНИКА ТРАТАКА

Полная концентрация на внешнем объекте (в отличие от внутреннего) называется

концентрацией с открытыми глазами, или тратакой. Тратака

- это самьяма (фиксация, внушение и ощущение), пристальное сосредоточение

внимания на каком- нибудь объекте - глазной комплекс йогов.

Овладение искусством концентрации на внешнем объекте с открытыми глазами занимает

у индийцев главное место после внушения. Тратака (внешняя самьяма) сдерживает

и контролирует внутренние вибрации ума и необходима для достижения мастера

в пратьяхаре и йоганидре. Рассмотрим подробно древнеиндийскую психотехнику.

1. Носовой взгляд (Пасаджра дришти). Непосредственно влияет на всю центральную

и периферическую нервную систему через зрительный и обонятельный нервы посредством

ассоциатив- ных связей, идущих от различных нервных клеток в центральной нервной

системе (ЦНС). Поэтому этот взгляд следует практиковать медленно и осторожно!

После первоначальной инструкции у опытного инструктора.

Носовой взгляд будит кундалини шакти (скрытую потен- циальную энергию человека,

по мнению йогов), находящемуся в потенциальной форме в сушумне (ЦНС). Тратака

стимулирует все центры в мозге посредством черепных и спинальных нервных центров,

особенно зрительного и обонятельного центров, посредством ассоциативных связей.

Ученик начинает ощущать удивительные запахи вокруг себя. Прекращаются и исчезают

все болезни головы. Удивительная память - это побочный продукт практики Тратака.

Благодаря этой практике ученик овладевает способностью контролировать свою

психику и физиологию. Углубляется саморегуляция.

Техника исполнения. Наполовину прикрыв глаза, направьте взгляд на кончик носа.

Практикуйте это регулярно утром и вечером. Если глаза устают и слезятся, закройте

их полностью и медитируйте в течение 1 мин. в этом состоянии на отдых.

Когда усталость пройдет - продолжайте тренировку. Иногда, вначале. Вы можете

испытать различные реакции: головную боль, головокружение. Не беспокойтесь

- это реакция и она проходит. Когда вас одолевает какая-нибудь реакция - медитируйте,

закрыв глаза, на звуке ом (анахата надам).

Время занятий надо увеличивать постепенно, начинать следует с 5 мин.

2. Фронтальный взгляд (бхрумадья дришти). Является сильным, концентрирующим

ум, упражнением.

Техника исполнения: поверните ваши полуприкрытие глаза по направлению к междубровью,

межбровному пространству и зафиксируйте. Носовой и фронтальный взгляды возбуждают

ЦНС и автономную НС через различные связи черепных нервов (особенно иннервирующих

нос, глаза, лицо, шею). При носовом взгляде фиксация, внушение и ощущение

потока сознания (самьяма) направлены непосредственно на