обращать на ритм, который важнее, чем длительность
вдоха (16 дыханий и более). Надо практиковать упражнение, пока не удастся
достичь мерного размаха дыхания и пока ученик не почувствует ритма вибрирующих
движений во всем теле. Порядок выполнения упражнения следующий:
- Сядьте прямо в удобную позу. Грудь, шея и голова должны составлять одну
прямую линию. Плечи слегка откиньте назад, руки спокойно положите на колени.
Йоги находят, что действие ритмического дыхания труднее достигается, если
грудь выпячена, а живот втянут. - Медленно вберите воздух полным вдохом, отсчитав
6 ударов пульса. - Задержите дыхание на 3 удара пульса.
- Медленно выпустите воздух через нос, отсчитывая 6 ударов пульса.
- Пауза на 3 удара пульса.
- Повторите цикл: 6-2-6-3 (Существуют и другие формулы ритмического
дыхания, например: 4-2-6-2. ). Упражнение выполняется до легкой степени
утомления. Утомляться нельзя! Собираясь закончить упражнение, необходимо проделать
очищающее дыхание йогов, оно дает чувство отдыха.
2. Порядок освоения упражнений по развитию глубины сосредоточения: шакти;
арупа; рупа; переход в состояние рума;
привлечение энергии (праны); перемена крово- обращения;
зарядка организма энергией (праной); возбуждение деятельности
мозга; великое психическое дыхание йогов; самадхи; последовательность умственных
состояний, которые становятся все более простыми, пока не завершаются в бессознательности
- асампражднята-самадхи, т.е. сосредоточение, не имеющее формы мысли. Длительная
глубокая медитация; мысленное внушение; телепатия.
ИНДИЙСКАЯ ТЕХНИКА ТРАТАКА
Полная концентрация на внешнем объекте (в отличие от внутреннего) называется
концентрацией с открытыми глазами, или тратакой. Тратака
- это самьяма (фиксация, внушение и ощущение), пристальное сосредоточение
внимания на каком- нибудь объекте - глазной комплекс йогов.
Овладение искусством концентрации на внешнем объекте с открытыми глазами занимает
у индийцев главное место после внушения. Тратака (внешняя самьяма) сдерживает
и контролирует внутренние вибрации ума и необходима для достижения мастера
в пратьяхаре и йоганидре. Рассмотрим подробно древнеиндийскую психотехнику.
1. Носовой взгляд (Пасаджра дришти). Непосредственно влияет на всю центральную
и периферическую нервную систему через зрительный и обонятельный нервы посредством
ассоциатив- ных связей, идущих от различных нервных клеток в центральной нервной
системе (ЦНС). Поэтому этот взгляд следует практиковать медленно и осторожно!
После первоначальной инструкции у опытного инструктора.
Носовой взгляд будит кундалини шакти (скрытую потен- циальную энергию человека,
по мнению йогов), находящемуся в потенциальной форме в сушумне (ЦНС). Тратака
стимулирует все центры в мозге посредством черепных и спинальных нервных центров,
особенно зрительного и обонятельного центров, посредством ассоциативных связей.
Ученик начинает ощущать удивительные запахи вокруг себя. Прекращаются и исчезают
все болезни головы. Удивительная память - это побочный продукт практики Тратака.
Благодаря этой практике ученик овладевает способностью контролировать свою
психику и физиологию. Углубляется саморегуляция.
Техника исполнения. Наполовину прикрыв глаза, направьте взгляд на кончик носа.
Практикуйте это регулярно утром и вечером. Если глаза устают и слезятся, закройте
их полностью и медитируйте в течение 1 мин. в этом состоянии на отдых.
Когда усталость пройдет - продолжайте тренировку. Иногда, вначале. Вы можете
испытать различные реакции: головную боль, головокружение. Не беспокойтесь
- это реакция и она проходит. Когда вас одолевает какая-нибудь реакция - медитируйте,
закрыв глаза, на звуке ом (анахата надам).
Время занятий надо увеличивать постепенно, начинать следует с 5 мин.
2. Фронтальный взгляд (бхрумадья дришти). Является сильным, концентрирующим
ум, упражнением.
Техника исполнения: поверните ваши полуприкрытие глаза по направлению к междубровью,
межбровному пространству и зафиксируйте. Носовой и фронтальный взгляды возбуждают
ЦНС и автономную НС через различные связи черепных нервов (особенно иннервирующих
нос, глаза, лицо, шею). При носовом взгляде фиксация, внушение и ощущение
потока сознания (самьяма) направлены непосредственно на