максимально отстраненное (отрешенное) отношение к мелькаю- щим
мыслям и образам, которые должны следовать в общем потоке психики легко и
свободно и не оставлять в сознании никаких следов, подобно птицам, легко и
бесшумно пролетающим по небу и бесследно исчезающим вдали.
Будучи не вовлеченным в поток сознания, медитирующий позволяет мыслям и чувствам
течь свободно, наблюдая за ними без какого-либо определенного намерения, пока
они само- произвольно не исчезнут. У-синь - это состояние целостности, в котором
сознание функционирует свободно и легко, без ощущения наличия второго сознания,
или, Я, стоящего над ними и контролирующего его. При этом психика,
лишенная деста- билизирующего и деструктирующего вмешательства инди- видуального
Я, предоставленная самой себе и спонтанно функционирующая наиболее
естественным для себя образом, успокаивается сама собой и достигает предельно
уравновешенного и безэнтропийного состояния, которое уподобляется чань- наставниками
зеркальной поверхности спокойной воды: Это такое состояние сознания,
когда все духовные силы находятся в равновесии, так что ни одна мысль, ни
одна склонность не может доминировать над другими.
Основной упор в чань-буддистской медитации делается на естественной саморегуляции,
когда медитирующий не стремится навязывать своей психике направляющую и регулирующую
волю своего Я, а, наоборот, отказывается от представления о дискретности
собственного существования, выходит за пределы индивидуального Я
и оставляет свою психику в покое, предоставляя ей возможность самой управлять
своей дея- тельностью в соответствии с собственными, наиболее естест- венными
для нее законами, позволяя ей самой находить наиболее оптимальный режим функционирования.
Однако отказ от ощущения своего Я как дискретной сущности не означает
абсолютной бесконтрольности мыслей и поступков, полной безответственности
и безвольной реактивности, лишенной всякой целенаправленности, а является
лишь освобож- дением от субъективности восприятия, эмоциональных эффектов
и психического напряжения, обусловленных привязанностью к своему Я.
Вся система чань-буддистской тренировки направлена на то, чтобы развить силу
воли и полное самообладание, но не в смысле жесткой внешней дисциплины, а
в смысле самоконтроля и саморегуляции, когда бразды правления берет на себя
психо- соматическая целостность, в которой сознательные и подсознательные
уровни находятся в гармоничном взаимо- действии и непротиворечивом единстве.
При этом воля, идущая от сознательного уровня психики и обусловленная деятельностью
индивидуального Я, должна уступить место безличной, совершенно
объективированной воле, которая исходит от истинной природы человека
и усиливается за счет того, что ее максимальной концентрации и проявлению
всех ее потенциальных возможностей не мешают различные демо- билизирующие
факторы, связанные с наличием индивидуального Я: рефлексия, страх
или беспокойство за свою Я-концепцию и т.д.
Чаньская традиция предписывает подчинять, воспитывать и развивать волю и другие
психические функции, но не подавлять или уничтожать их. Буддийская концепция
срединного пути избегает крайностей аскетизма, когда чувства тренируются
до тех пор, пока не перестают выполнять свои функции: глаз не видит, ухо не
слышит. Подлинное воспитание чувств означает их тренировку с тем, чтобы они
могли различать все формы чувственного сознания и оценивать их по достоинству.
Одновременно подчеркивается, что без дисциплины и упражнения воли нельзя избавиться
от омрачающих факторов психической жизни, так как дурные желания
не могут быть устранены, если к ним относиться пассивно, - их устранит только
сильная вопя и целеустремленность.
В русле этой традиции чань-буддист стремится избегать крайностей аскетизма,
с одной стороны, и полного отказа от всякой тренировки - с другой, и в своей
практике психотренинга использует сбалансированный подход, в котором усиленное
напряжение воли сочетается с релаксацией, дисциплина чувств и эмоций - с естественностью
психических проявлений.
Под воздействием чаньского психотренинга такие важнейшие психические процессы,
как сенсорное восприятие, представления, мышление, эмоции, память и т.д. Не
подавляются