как и карпопедальные спазмы, чаще всего релаксируют, и в конце концов, человек
достигает чрезвычайно мирного, безмятежного состояния с видениями света и
ощуще- нием любви и единения.
Во время гипервентиляции по мере нарастания напряжений и их постепенного исчезновения,
полезно представлять усиление давления при каждом вдохе и освобождение при
выдохе. В это время у пациента (испытателя) могут возникать различные мощные
переживания - детства, рождения и др.
Эффект гипервентиляции усиливается специальной музыкой и другими звуковыми
эффектами, а также наличием других испытателей, особенно при работе в паре
попеременно. На первом сеансе, в течение часа, треть достигает стадии трансперсонального
опыта.
В идеале не нужно ничего, кроме поддержания опре- деленной схемы дыхания и
полного раскрытия всему, что бы не происходило.
Иногда глубокое дыхание может спровоцировать элементы отреагирования - крики,
кашель, рвоту. В этих случаях нужно дать этим абреативным реакциям выразиться
и как можно скорее вернуть испытателя к контролируемому дыханию.
Необходимо убедить испытателя полностью отдаться возникающим ощущениям и эмоциям
и искать подходящий способ их выражения (звуками, движениями, позами, гримасами,
сотрясениями и т.д.), главное, чтобы ничего не анализировать. функция врача
- следить за потоком энергии и сдавливаниями и помогать усиливать проявляющиеся
процессы и ощущения, способствовать их полному переживанию и выражению. При
этом пациент должен в течение всего процесса кратко сообщать о том, что происходит
в его теле: места блокировок и сжатий, избыточные заряды в определенных областях,
давление, боль, спазмы, холод, тепло, а также психологические реакции - тревога,
чувство вины, гнев, удушье, тошнота, давление в мочевом пузыре и т.д.
Когда пациент сообщает о давлении в голове или груди, врач подчеркивает давление
именно в этих областях, просто положив туда руку. Аналогично, различные виды
мышечной боли должны быть усилены глубоким массажем. Если пациент ощущает,
что он толкается во что-то, врач обеспечивает сопротивление. Ритмичным надавливанием
или массажем врач должен способ- ствовать рвоте или спазматическому кашлю,
переходящему в рвоту или выделение слизи. Ощущения удушья и сдавливания в
области горла следует сопроводить надавливанием на нижнюю челюсть, ключицу
или лестничную мышцу.
Основной принцип помощи врача - поддержать и усилить конкретный процесс, ни
в коем случае не навязывая свои представления о том, что должно
быть. Все должно быть автоматически и естественно, как в лучших аналогичных
восточных практиках. Музыку следует слушать влюблено, полностью ей отдаваясь
и позволяя ей резонировать во всем теле с возни- кновением эмоции любви или
слез, смеха, различных звуков, движений звуков, движений руками, ногами, головой,
дрожи и т.д. Кстати, музыка должна быть красивой (космической)
и громкой, чисто записанная и качественно звучащая.
Итак, мы видим, что после всех своих рассуждений, Гроф взял обычные в России
и на востоке методы воздействия на человека: дыхание, музыку, концентрацию
внимания на ощущениях и движение. Специалисты знают, что В.М.Кандыба уже 30
лет проводит именно по этой технике свои лечебные сеансы; он взял трансовый
танец у китайцев, концентрацию на дыхании и музыке - у тибетцев и индийцев
и добавил суггестивную специальную программу, чего нет у Грофа. При этом В.М.Кандыба
делает гипервентиляцию по особой древнерусской технике, которая позволяет
вызывать отреагирование уже через 1-3 минуты, а не 40-60 минут, как предлагает
Гроф. Кроме того, В.М.Кандыба по специальной суфийской технике (раскачиванием
и кружением), у отдельных трудных пациентов углубляет транс. При
этом транс - это главный секрет метода, и В.М.Кандыба разработал психотехнологию
всего лечебного сеанса, которая педагого- суггестивными методами усиливает
отреагирование эмоциональной сферы, делая ее экстатической - это второй секрет.
Третий секрет - это психоэнергосуггестия, энергетическая психотехника, помогающая
и усиливающая энергетическое отреагирование, но для этого надо быть Кандыбой,
духовным Учителем, способным к технике шактипата - прямой передачи энергии
от духовного Учителя к пациенту. Четвертый секрет - это использование