Кандыба Виктор Михайлович

Техника гипноза (Часть 5)

Используются три вида дыхания: а) естественное дыхание, характеризующееся

ровными тонкими, медленными и спокойными дыхательными движениями; б) дыхание

дань-тянь, для которого характерны такие же, но более глубокие и длительные

дыхательные движения обычно с равной продолжительностью вдоха и выдоха; в)

встречное дыхание, когда при вдохе грудная клетка увеличивается, живот втягивается,

а при выдохе - наоборот, живот выпячивается, грудная клетка втягивается. Естественное

дыхание рекомендуется для пожилых и ослабленных лиц, дыхание дань- тянь -

для лиц с неврозами, переутомлением, запорами и слабой концентрацией внимания.

Встречное дыхание укрепляет диафрагму и мускулатуру живота, оказывает благотворное

воздействие на сердечно-сосудистую систему.

Преимущественно используется дыхание дань-тянь. Поскольку оно отличается от

обычного глубокого дыхания, его нужно тщательно усвоить, чтобы оно стало привычкой.

Необходимым условием для выполнения дыхания дань-тянь является полная релаксация.

Приняв удобное положение в одной из описанных выше поз, следует последовательно

расслабить каждую мышцу тела, начиная с мышц стоп, затем мышцы голеней, бедер,

низа живота и далее, кончая мышцами лба, затылка, потом рекомендуется думать

о расслаблении сосудов, нервов и внутренних органов.

После расслабления начинают медленно вдыхать через нос и, следя за неподвижностью

грудной клетки, распускают живот: передняя брюшная стенка выдвигается

вперед. Во время выдоха низ живота втягивается внутрь. При этом возникает

удивительное ощущение, что воздух при вдохе достигает кишечника и даже малого

таза (вдыхание воздуха в живот) - особый феномен медитатно-дыхательного

тренинга. В процессе регулярных тренировок дыхание постепенно замедляется

до 8-6-4 раз в минуту.

На следующей ступени тренировок, используя воображение и соответственно концентрируя

внимание, необходимо провести дыхание по телу, во время вдоха

представить себе, что струя воздуха идет к затылку, затем течет вниз по позвоночному

столбу, а затем поднимается вверх по передней стороне тела и выходит через

рот. Абсолютно необходимо, чтобы дыхание выполнялось ритмично, плавным непрерывным

циклом. Если вдыхать и выды- хать медленно, то тренирующийся будет чувствовать

и как бы видеть и слышать циркуляцию энергии по телу.

Древняя медицина утверждала, что несвежий воздух скапливается

в нижних отделах легких и продукты этого несвежего воздуха оказывают

отрицательное действие на каждый орган.

Во время медитативно-дыхательных упражнений нередко возникает ощущение излучающегося

тепла, распространяющегося в задне- и переднесрединный меридианы. Чувство

тепла чаще возникает в дань-тяне, переходит в копчик, при этом может возникнуть

позыв на стул, который следует задержать, продвинув мысленно тепло так, чтобы

оно прошло вдоль позвоночника вверх к затылку, через макушку к верхней губе,

т.е. по ходу заднесрединного меридиана; от нижней губы тепло, пройдя вдоль

переднесрединного меридиана, возвращается в дань-тянь. Тренирующийся может

из каждого пункта этого кругооборота направить ощущение тепла

дальше. Если оно продолжается длительное время, его уже не нужно направлять

в своих мыслях. Движение потока тепла может иногда ощущаться вдоль чудесного

меридиана - дай-май, опоясывающего поясницу. Однако появление подобных ощущений

не обязательно; установление равновесия между психикой и сомой происходит

постепенно.

Основной предпосылкой получения лечебно-оздоро- вительного эффекта является

вера тренирующегося в успех. Он всегда должен быть настроен оптимистично,

и следует постоянно укреплять его веру в то, что он выйдет победителем из

борьбы с болезнью. Нужно научиться расслабляться (можно использовать методику

аутогенной тренировки), быть неторопливым, терпе- ливым и, конечно, не раздражаться.

Если у пациента слишком много забот, тренировка становится невозможной.

Считается, что эффект от медитативно-дыхательных тренировок возможен при наличии

у тренирующегося следующих качеств: сохранять чистое сердце, требовать малого

для себя, быть строгим к себе и великодушным к другим, следовать нравственным

принципам. Тот, кто придерживается такой жизненной позиции, может быстро достичь

душевного равновесия, активно