- А. Кашпировским. Показ которого
по ТВ создал у неспециалистов, иллюзию могущественного сверхврача и даже сверхчеловека,
хотя статистика показала, что процент реального лечебного эффекта у него ниже,
чем у 70% его коллег психотерапевтов. Но показали по ТВ именно его, и у населения
сработали старые, устоявшиеся веками представления, о роли личности гипнотизера
на эффектив- ность лечебного воздействия, несмотря на карикатурность личности
этого человека, вызывающего у специалистов только улыбки или возмущение (просто
находка для юмористов).
А теперь расскажем чуть подробнее о физиологическом механизме воздействия
на человека внушением и трансом и о технологии чудесных исцелений, с учетом
мнения настоящего специалиста - профессора В.Е. Рожнова (Москва). Явление
транса попало в поле зрения западной науки лишь в середине XVIII века, когда
великий врач Франц Антон Месмер, следуя распространенной тогда моде, пытался
лечить больных магнитами. Однажды он случайно заметил, что в тех
же случаях, когда помогает магнит (а именно при лечении некоторых
нервных расстройств), успех получается и при простом прикосновении одних его
рук. Месмер подумал, что это объясняется истечением из его рук животного
магнетизма или магнетического флюида. С тех пор учение Месмера
быстро распространилось и транс был назван магнетизмом, а тех,
кто вводил людей в это состояние, назвали магнетизерами. В основном
это были артисты и фокусники, так как ученые, в лице французской Академии
наук, не признали открытие Месмера.
На сеанс одного из таких магнетизеров (или их еще называли месмеристы)
в английском городе Манчестере пришел местный хирург Джеймс Брэйд и подметил
реальные интересные явления. Брэйд увлекся их изучением, стал экспериментировать
и нашел им объяснение, как внешним проявлениям особого нервного сна, возникающего
как естественное следствие утомления взора, длительно и пристально сосредоточенного
на блестящем предмете. Он назвал это состояние гипноз, что на
греческом языке означает сон. Кроме того Брэйд подтвердил лечебное действие
гипноза при лечении ряда заболеваний из собственной практики. В 1843 г. Брэйд
опубликовал свой основной труд Нейрогипнология и с этого момента
началась эра научного изучения транса. В 1855 г. Брэйд опубликовал статью
Соображения о природе и лечении некоторых форм параличей, в которой
обобщил свой опыт успешного лечения функциональных параличей с помощью гипноза.
Брэйд утверждал, что мысли и чувства постоянно влияют на тело, поэтому существует
немало заболеваний (в том числе и функциональные параличи), причиной которых
могут быть испуг, долгие тягостные переживания, внезапное нервное потрясение,
горечь разлуки и т. п. В лечении таких заболеваний, не поддающихся иногда
никаким лекарственным средствам, ценный и быстрый целебный эффект оказывает
трансовый сон. Вскоре Брэйд обнаружил еще одну важную особенность транса -
погруженный в это состояние человек становится повышенно восприимчивым к воздействию
слова врача, и тогда это слово оказывается способным лечить.
После смерти Брэйда мировым центром по изучению транса стала Франция. Врач
из города Нанси Август Амвросий Льебо стал использовать метод Брэйда в своей
практике, усовершенствовав его. Льебо вводит понятие внушаемости и говорит,
что внушаемость присуща всем людям, но в разной степени, а транс только усиливает
это естественное свойство организма. Мысли, высказанные гипнотизером (внушение),
а также собственные мысли, чувства, желания (самовнушения) оказывают на человека,
находящегося в трансе, особенно глубокое влияние, изменяя его чувствительность,
деятельность внутренних органов, само- чувствие, поведение. В этом же городе
метод словесного внушения в своей клинике начал применять профессор Ипполит
Бернгейм. Вскоре он убедился в том, что при определенных условиях, а именно,
когда оказывают сильное воздействие на воображение или чувства человека, его
восприимчивость к внушению и наяву оказывается ничуть не меньше, чем в трансе.
Бергейму удалось расширить возможности лечебного внушения и прояснить чудесные
исцеления. Значит, не всегда дело в трансе и когда распалено воображение,
когда подавлены все чувства и желания, кроме единственного, волнующего все