твердо овладевает чистым состоянием
брахман. Это 6-е состояние - по ту сторону всех состояний. Иногда его определяют
так: это не то, что познается как внутренний объект, это не то, что познается
как внешний объект, и это не то, что познается как они оба. Это - не само
познание, не познающий и не познаваемое и не непознаваемое. Оно невидимо физическим
зрением. Оно не способно упоминать о существующем. Оно непостижимо и по ту
сторону к природным состояниям сознания, немыслимо и без названий. Оно - сущность
всех пяти состояний, основа всех эволюции, сохранения и уничтожения Вселенной.
Оно - по ту сторону различия субъекта и объекта. И все же оно выше, а не ниже
этого различия. Это - сверхатеизм. Это - брахман и нирвана. Это - одно без
второго - Недвойственность и это то, что будет познано и отождествлено
в финале освобождения (в нашем методе это называется отождествление
и слияние с НУПП).
Описанное выше 6-е состояние пяти и проникающее во все эмпирические состояния
называется турья.
В качестве примера религиозных духовных практик рассмотрим тибетскую психотехнику
(по Дэвид-Ниль и Рерихам).
В Тибете существует 2 типа духовных тренировок: 1) освобождение
через соблюдение нравственных правил и монастырского устава; 2) интеллектуальный
метод, свободный от любых ограничений, .его называют падмасанхава (прямой
путь).
Первый путь- чистота, добрые дела и милосердие, отрешенность от материальных
интересов, безмятежность и спокойствие духа - вот добродетели, развиваемые
монашеской...
Второй путь - прямой путь, труден. Однако его последо- ватели глубоко убеждены
в полезности первого пути - в благотворности неукоснительного соблюдения нравственности.
Они считают, что для большинства людей первый метод наиболее благотворен.
Последователи прямого пути ведут, как правило, жизнь отшельников. Основные
мотивы, которые привели их к прямому пути, следующие: 1) желание получить
ответ на философские проблемы, по их мнению, решенные в книгах не полностью
или неверно; 2) мечта о достижении могущества мага; 3) предчувствие скрытого
за всеми учениями знания более глубокого; надежда открыть новые аспекты существования
путем развития органов восприятия более совершенных, чем обычные чувства;
стремление выработать в себе соответствующие способности; 4) постижение истины,
что все добрые дела, вместе взятые, бессильны освободить нас из
темницы мира и от собственного Я, стремление постичь тайну нирваны;
5) любознательность полускептиков с намерением познать самостоятельно чудесные
тайны мистического пути.
Адепты прямого пути придают большое значение различным степеням посвящения.
Обычно обучение выглядит так: гуру или лама устраивают ученику испытательный
срок, затем объясняют несколько философских книг, изучают несколько символических
диаграмм (киилкхор) и на их основе обучают методической медитации. Далее составляют
духовную программу развития и следуют ей.
Эта программа включает три варианта:
I вариант: 1) тава - смотреть, изучать; 2) гомпа - думать, размышлять; 3)
тщиапа - завершение и результат двух предыдущих упражнений.
II вариант: 1) тене - искать значение, смысл всего существующего; 2) лаб -
изучать и то, и другое во всех подробностях; 3) гом -думать, размышлять о
том, что открыто; 4) тоге - понимать.
III вариант предполагает совершенствование духа в следующей последовательности:
1) прочитать как можно больше религиозных и философских книг; по возможности
чаще слушать проповеди и речи ученых и наставников, исповедующих самые разные
истины и теории; испробовать на себе самом всевоз- можные методы самосовершенствования;
2) из всех изученных доктрин выбрать одну, отбросив остальные, подобно орлу,
намечающего себе добычу из целого стада; 3) жить скромно и не стараться выдвинуться;
иметь смиренный вид; не привлекать внимания; не стремиться быть равным великим
мира сего, но под личиной незначительности высоко вознести свой дух и быть
неизмеримо выше славы и почестей земных; 4) быть ко всему безразличным, не
выбирать лучшего из того, что Вам дают; не делать ни малейшего усилия получить
что-либо или отказаться от него и т. д.; принимать, что выпадает на долю,
- богатство или бедность, похвалы или презрение; перестать