и выдающимися мыслителями, поэтами и художниками оставила после себя и мрачную 'тень' - процессы над ведьмами, которые были запущены на конвейер и детально проработаны.
Поводом для начала процесса могла быть любая причина. Вот несколько примеров из подлинных следственных актов: У крепостного мужика штейнгаденского монастыря, лежавшего по соседству с Шонгау, в доме случилось сразу два несчастья -умер ребенок и тут же подохла свинья. Подозревая, что вышло это неспроста, мужик пошел в соседнее местечко Кауфбейрен, чтобы посоветоваться с тамошним палачом. Вернувшись после разговора с палачом домой, мужик подал в суд жалобу на одну из крестьянок, некую Гейгер, обвиняя ее в том, что это она своими чарами извела у него младенца и скотину. Судья арестовал было оговоренную женщину, но, нашедши обвинение недоказанным, вскоре отпустил ее на свободу, и после этого двенадцать лет в округе не было никаких толков о ведьмах. Но в 1587 году на ту же Гейгер была подана новая жалоба - на этот раз со стороны местного живодера, который обвинял ее, что она извела у него двух коней - и Гейгер снова была посажена в тюрьму. При этом судью охватило сомнение. Сам он был склонен теперь начать процесс, но очень влиятельное в округе лицо, штейнгаденский прелат, усиленно советовал ему прекратить дело. Тогда судья 'переслал акты' в Мюнхен Придворному Совету и получил оттуда такое указание: 'оговоренную женщину следует попытать, но не крепко!'. Подсудимая устояла против пытки и была снова отпущена на свободу. Но дело это взволновало всю округу, и отовсюду стали слышаться голоса, что если падеж скота так донимает народ, то виновата в этом 'все более и более распространяющаяся ужасная и гнусная язва ведовства'. Так как подобные толки не прекращались, то в дело вмешался, наконец, сам герцог Фердинанд, к владениям которого принадлежало Шонгау. По его приказанию в 1589 году начался строжайший сыск ведьм - и ведьмы отыскались в великом множестве. Три года у суда в Шонгау не было времени для рассмотрения прочих дел, и, наконец, больше шести десятков подсудимых были отправлены на костер. При этом свидетельские показания отнюдь не отличались особой убедительностью. 'Старуха такая-то замечена в том, что подбирает конский помет, наверное, чтобы околдовать хозяина этого коня' 'Старуху такую-то соседи видели во время сильной грозы стоявшей у себя на дворе' и т.д. Однако если раньше суд в подобных случаях был еще способен колебаться, то теперь за всеми этими показаниями признавалась полная убедительность. Надо заметить, что, ради осторожности, герцог пересылал все акты на рассмотрение ингольштадского юридического факультета, и тот нашел, что дело по всем пунктам было проведено совершенно правильно.
Чтобы отразить атмосферу царящую в тех местностях, где шел подобный сыск о ведьмах, можно привести еще один отрывок из подлинных следственных актов. Баварское местечко Вемдинг в начале XYII столетия оказалось очень неблагополучно в отношении ведовства. В 1609 году стараниями юстиции оно было очищено от ведьм и ведунов; но к 1630 году обыватели снова не знали, куда от них деваться. Тогда высшие власти отправили в Вемдинг особого комиссара, чтобы произвести подробное дознание. Комиссар Шмидт привел к присяге и допросил семьдесят пять свидетелей, и у всех нашлось, что ему порассказать.
Такого-то соседа обыватели подозревали в сношениях с нечистыми потому, что у него 'уж очень подходящий для этого цвет лица' - другого потому, что он ходит скучный; третьего потому, что у него в доме постоянно случаются несчастия и дети болеют какими-то странными болезнями; четвертого, напротив, потому, что все ему уж чересчур удается, и он богатеет, тогда как другие люди так же работают, а ничего нажить не могут. В одной женщине отмечали, как очень подозрительную вещь, что прежде она была веселого нрава, а после казни одной ее приятельницы, сожженной за ведьмовство, она сразу совсем притихла; в другой - что она приходит в ужас, когда ребята на улице показывают на нее пальцами.
Чтобы понять причины происходившего, а также особо жестокое отношение к женщинам, следует обратиться к истории вопроса. Лори Кэбот в своей увлекательной книге 'Сила Ведьм' подробно останавливается на истоках колдовства, которые берут начало в первобытных племенах, а также дает ряд объяснений происходящим событиям, которые охватили всю Западную Европу в XIII -XVII веках, однако следует отметить, что кроме материальных интересов церкви к осуждаемым и явно предвзятого отношения к женщинам, как 'исчадиям ада', существовал целый ряд объективных