заметной роли. По выражению А. Марцеллина, 'колдунов резали как цыплят', некоторые из императоров IV - V веков, когда в Европе процветала римская культура, и тысячами .кидали в огонь в XV - XVI веках, когда культура снова стала возрождаться. В. Лекки в своей 'Истории рационализма' объясняет столь спокойное отношение к волшебству самого темного периода в истории интеллектуального и культурного развития в Европе именно его темнотою. 'На первый взгляд, - говорит он, - конечно, кажется совершенно непонятным, что в данный исторический период, когда суеверие было так могуче и разлито было так широко, казни за колдовство встречаются сравнительно редко. Никогда не бывало времени, когда человеческий ум был бы более преисполнен и затемнен сверхъестественными представлениями и когда мысль о власти и повсеместном присутствии бесов господствовала бы в столь неограниченных пределах. Тысячи случа- ев одержания бесами, изгнания их, чудес и появлений дьявола вечно обращались в общественной молве. Но при самой твердой вере в действительность подобных происшествий, представления эти не вызывали никакого терроризма. Самый избыток суеверия и служил суеверию коррективом. Все верили, что сатана вечно грозит добрым христианам всякими опасностями; но точно также все твердо верили, что крестного знамения, нескольких капель святой воды и т.п. вполне достаточно для борьбы с ним.'
От своих пастырей христиане большей частью не получали никаких ответов на волновавшие их новые религиозные вопросы, т. к. у большинства священников едва хватало образования на то, чтобы сносно справляться с ритуалом. Тем более, что нравы католической иерархии находились в вопиющем противоречии с тем, что она сама проповедовала народу. Светское общество передовых стран Европы все более ускользало из рук церкви.
Чтобы духовно обеспечить себе господство над жизнью Западной Европы, церковь развила в своей среде новую науку - схоластику, которая на время обратила разум из врага в преданного служителя авторитета, привлекла под свое крыло новые народно-воспитательные организации, нищенствующие монашеские ордена, которые на время возвратили Риму утерянные симпатии народных масс, и создала новый церковно-полицейский институт, - инквизицию, которая, не взирая на средства, призвана была справляться с отщепенцами, на которых не оказывали влияние ни доводы схоластической теологии, ни нравственные увещевания последователей Доминика и Франциска.
Эти три силы и наложили неизгладимый отпечаток на весь ход интеллектуальной жизни Европы XIII-XVI вв. Однако, для успешной борьбы с ересью, церкви нельзя было руководствоваться светскими юридическими порядками. Поэтому она создает особый судебно-полицейский орган - так называемых 'папских следователей по делам о еретическом нечестии'. В основу нового учреждения положены были хорошо известные нам принципы, особо проявившиеся в 30-х годах при Сталине: централизация, соединение сыска и суда в одних руках, тайный донос, тайное разбирательство, лишение подсудимого обычных судебных гарантий.
'Папские инквизиторы' все свои полномочия получали непосредственно от папского престола и только перед ним обязаны были отчитываться в своих действиях. При трудности и ответственности задачи , инквизиторов полагалось избирать с большою осторожностью, из людей, обладавших безупречной репутацией, жизненным опытом и богословским образованием; последнее являлось главным требованием, так как иначе он не мог бы строго различать виды ереси.* В XIII века лица, обладавшие такими качествами, находились в лоне, только что возникших тогда нищенствующих орденов, доминиканцев и францисканцев. Держать в своих руках sanctum officium **все еще было привилегией этих орденов, особенно доминиканцев. Прибыв в ту область, которую надлежало очистить от еретического яда, такого рода папский инквизитор прежде всего созывал народ к себе на проповедь: присутствие на ней приносило 40-дневное отпущение грехов. На этой проповеди он, в силу полученной от папы власти, повелевал всем обитающим в данной округе духовным и светским людям, чтобы они в недельный срок указали ему лиц, которые вызывают у них малейшее подозрение в отступничестве от веры, - которые превратно говорят о таинствах и церкви или вообще в своем поведении и нравах отличаются от добрых католиков. Доносительство было обязательно для всех. От него не освобождала никакая степень близости и родства: муж должен был доносить на жену, а жена на мужа, родители должны были доносить на детей, а дети на родителей. Доносчику обеспечивалась полная тайна его