виновности; если же в страхе и отчаянии от чудовищности возводимых на нее поклепов она падает духом и молчит, это уже прямое доказательство ее преступности'. 'Если несчастная женщина на пытке от нестерпимых мук дико вращает глазами, для судей это значит, что она ищет глазами своего дьявола; если же она с неподвижными глазами остается напряженной, это значит, что она видит своего дьявола и смотрит на него. Если она находит в себе силу переносить ужасы пытки, это значит, что дьявол ее поддерживает и что ее необходимо терзать еще сильнее. Если она не выдерживает и под пыткой испускает дух, это значит, что дьявол ее умертвил, дабы она не сделала признаний и не открыла тайны'
Юрист XVII века Бенедикт Карпцова был автором такого рода резолюций на присылавшихся ему актах:
'Так как из актов явствует, что дьявол так прихватил Маргариту Шварвиц, что она, не пробыв и получаса растянутой на лестнице, с отчаянным криком испустила дух и свесила голову, откуда видно было, что дьявол умертвил ее изнутри ее тела, и так как нельзя не заключить, что с ней дело обстояло неладно также из того обстоятельства, что она ничего не отвечала во время пытки, то мертвое ее тело, согласно справедливости, должно быть закопано живодерами между виселиц'
Видя, что количество ересей постоянно растет, инквизиторским трибуналам пришлось выработать целое учение о 'секте ведьм', под которую можно было подвести что угодно.
Это учение слагалось из трех основополагающих элементов:
вера в колдовство,
вера в ужасные еретические шабаши
вера в летающих по ночам кровожадных и распутных женщин.
Последний элемент играл первостепенную роль. Разбросанных по свету 'еретических колдунов' возможно было слить в одно сообщество лишь при условии, что владельцам открыты воздушные пути, иначе доказательства разбивались о материальную невозможность обвиняемых находиться в необходимом для обвинителей месте.
Здесь следует остановиться на мифологии летающих народов фантазии и легенды не знали границы между миром духов и миром живых людей, что делало возможным их участие в приключениях обитателей воздушных сфер. Сохранив древние легенды и обряды, западно-европейская деревня вопреки протестам церкви, до глубины средних веков накрывала на Рождественскую ночь на улице так называемые tabulae fortunae, чтобы ночные гостьи, добрые феи за угощение приносили благополучие в дом доброго хозяина. 'Дамою изобилия' ( Dame Haboncte ) прямо называется во французских памятниках такая же царица стриг, как та, которая у Решно именуется Дианой, и характерной приметой сопровождающих ее bonnes femmes поверье делает их склонность, забравшись в чужую кухню, хозяйничать там, словно у себя дома, поэтому ночномые пиршества для церкви стали представляться одной из главных примет 'ведьм'.
В VII -XII веках представления о колдовстве и о ночных полетах существовали раздельно, и вопрос о стригах в памятниках права соединяется лишь иногда с вопросом о наказании блудниц, но никогда не смешивается с мерами против колдовства. Когда же получили распространение процессы против ведьм, всякая стрига являлась злой колдуньей, и на церковно-юридическом языке всякая ведьма обозначалась то словом striga, то словом malefica, т. е. женщина, по мнению 'компетентных' авторов Молота ведьм, летавшая по ночам и напускавшая бури с градом, болезни и многие другие напасти.
Другое важное положение-участие в шабашах, пошло от молитвенных собраний катаров. Незнание греческого языка ( 'катары' - от греческого 'чистый' ) привело к мнению, как писал Doctor Universalis, профессор богословия парижского университета, схоластик Алан из Милля: 'Катары зовутся так от кота: ибо, как говорят, они целуют в зад кота, в виде коего является Люцифер.'
Отсюда пошло и картинное описание шабашей еретиков, - 'синагог сатаны' как их называли. В урочный час еретики собираются на шабаш в синагогу. К потолку синагоги прикреплена длинная веревка. Все ждут. И вот по этой веревке задом с поднятым хвостом спускается огромный черный кот. Это их божество, это их повелитель. Все бросаются гаснет, и начинается неслыханная оргия. Наряду с образом кота сатана любил принимать также образ гигантской жабы. Тогда он требовал, чтобы его лобзали прямо в уста -и Вильгельм парижский серьезно размышлял о том, почему свыше 'попускаются' такие поцелуи.
Затем, изрядно дополненные детальными подробностями, эти описания перешли на шабаши ведьм.
О проповеднике Иоганне Тевтонском из Гальберштадта, бывшим одним из известнейших волшебников своего времени, говорится, что он в 1221 г. в одну ночь