Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии

не имеет вкуса и запаха'. Как бы то ни было, 'иву без вкуса и запаха' создал Иегова.

Одержав триумфальную победу над царицей Белили, Бел стал Верховным Властителем Вселенной, отцом бога-солнца и бога-луны и Создателем Всего Сущего, на что впоследствии претендовал выскочка, вавилонский бог Мардук. Прошло время, и оба бога, Бел и Мардук, объединились в одного бога, а поскольку Мардук был богом весеннего солнца и грома, Бел также стал кем-то вроде солнечного Зевса до своей эмиграции из Финикии в Европу.

Итак, Бели первоначально - бог ивы, божественный сын Белили, превратившийся в бога света, и в четвертом веке до нашей эры в Британии во время Битвы деревьев к нему воззвал его сын Аматаон, чтобы занять место Брана-ольхи, чей двойник, вероятно, точно так же был вытеснен в Палестине. Тогда же Гвидион-ясень вытеснил Арауна, еще одного бога прорицателя, чье дерево неизвестно. Подтексты таких любопытных замен мы обсудим в другой главе.

Автор 'Сказания о Талиесине', очевидно, знал Аматаона как Хлева Хлау (британское имя Геракла), поскольку он говорит в 'Gerdd am Veib Llyr' ('Песня о сыновьях Хлира'):

Я был в Битве деревьев с Хлевом и Гвидионом

Им я был, изменившим лес, землю, деревья.

Дело осложняется тем, что барды порой, говоря о Бели, упоминали море, что дает повод предположить, будто он - бог моря. Волны - его кони, воды моря - его питье. Однако это скорее восхваление его как божественного защитника Британии, 'медового острова', как он назван в 'Триадах'; ни один бог не может править островом, если он не властвует прилегающими морями. Но там же, в 'Триадах', есть и намек на то, что он, как бог солнца, каждый вечер 'выпивает все воды на Западе'; кстати, только у бога солнца могли быть белые кони.

В последний раз противостояние Бели и Брана возникает в 'Morte D'Arthur' Томаса Мэлори, когда братья Балин и Балан по ошибке убивают друг друга. Однако, как указывает Чарльз Сквайр в 'Кельтских мифах и легендах', Бран появляется в том же путаном сказании и под другими масками. Как король Брангорис (Бран из Гувера) он ведет войско в пять тысяч человек против Артура и как сэр Брандель, или Бран дилес (Бран из Гвалеса) храбро бьется на его стороне. Как король Бан Бенвикский (Бенвик - квадратное место, называемое Кайр Педраван в поэме 'Preiddeu Annwm', о которой мы будем говорить в шестой главе) он - чужеземный союзник Артура, как Лодегранс (по-валлийски Огир Вран) - тесть Артура, а как Утер Бен8 (волшебная голова) он - отец Артура (вспомним историю о поющей голове, похороненной на холме Тауэр). Нормандско-французские труверы и Мэлори, собравший их сказания о короле Артуре, не знали исторического и религиозного значения мифов, с которыми они имели дело, и не интересовались им, считая себя вправе все менять в угоду новому завету рыцарства, вынесенному из Прованса. Они корежили старые сюжеты с такой легкостью, о какой валлийские менестрели и помыслить не могли.

Современные авторы романов и рассказов, привыкшие давать полную свободу своему воображению, мешают тем, кто изучает мифологию, понять, что в Северо-Западной Европе, где не привился постклассический греческий роман, писатели не выдумывали ни сюжетов, ни персонажей, но рассказывали и пересказывали старинные легенды, призывая воображение только в том случае, когда что-нибудь забывали. Аудитория ожидала знакомых историй в привычном виде, если только по религиозным или социальным соображениям не требовалось изменить сюжет или модернизировать ту или иную сцену. Почти все легенды представляли собой облеченные в занимательную форму пояснения к некоему обряду или религиозной теории - учебное пособие, похожее на иудейское Священное Писание и имеющее с ним много общего.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Грейвс в данном случае не совсем обоснованно объединяет потомков Химафея (Hamathite) с выходцами из города Емаф (Hamath) - емафянами.

2 Грейвс пользуется перечнем из Библии короля Иакова. В православной Библии птицы несколько другие.

3 Напомню, что у Грейвса здесь - существо мужского рода.

4 Латен- культура второго периода железного века в Европе, существовавшая с середины V века до н.э. Свое название получила от названия места на восточном берегу оз. Невшатель (Швейцария), где было найдено множество предметов и орудий этого времени.

5 Атрибаты - племя, по-видимому, родственное галлам, поскольку галльское племя с таким же названием упоминает Цезарь.

6 Биллинсгейт - рыбный рынок в Лондоне, существующий уже более тысячи лет.

7 'Сыны Велиала' - 'the Sons of Belial' в Библии короля