Тетра. Мне кажется, что легенды о войнах между этими двумя народами были опоэтизированы более поздними певцами, которые хотели увековечить войны девятого века между ирландцами и скандинавскими пиратами. Вот так скандинавов стали называть 'лохланнами', а датского короля Дублина - королем Лохлина. Когда культ скандинавского бога Одина, колдуна и создателя рун, проник в Ирландию, то Одина отождествили с Гвидионом, который в четвертом веке до нашей эры принес новую письменность в Британию и был 'назначен' сыном Дану, или Дона. Более того, если вспомнить легенду, племя Дану пришло в Британию из Греции через Данию, которой оно дало имя своей богини, а в средневековой Ирландии племя богини Дану и даны смешались, и данам девятого столетия нашей эры приписали подвиги бронзового века. Вот так Деон из Лохлина заменяет датчан из Дублина. Эти пираты с их изъеденным морской солью флагом наводили ужас на валлийцев, и менестрелем у датчан из Дублина был, верно, морской ворон, посвященный Одину, который каркал над жертвами. Если так, то ответ на загадку - Морвран (морской ворон), сын Каридвен и, согласно 'Сказанию о Килхухе и Олвен', самый уродливый мужчина на свете. В 'Триадах' сказано, что он один остался живым во время битвы при Камлане (одной из 'Трех незначительных битв Британии'), потому что все от него шарахались. Его отождествляют с Авагти, сыном Каридвен, о невероятном уродстве которого говорится в 'Сказании о Талиесине'. Она хотела сделать его таким же умным, каким он был уродливым.
Я размышлял о том, согласуется ли такое решение с упоминанием Хлеона из Лохлина в версии 'Myvyrian'. Артур держал свой двор в Кайрхлеоне-на-Иске, а слово 'кайрхлеон', как обычно считают, означает 'лагерь легиона'; и совершенно точно, что два Кайрхлеона есть в 'Валлийском реестре городов' седьмого века - Кайрхлеон-на-Иске и Кайрхлеонна-Ди, и оба названия объясняются как Castra Legionis. Если Гвион принял такое происхождение слова, то загадка читается так: 'Я был бардом легионов из Лохлина', и ответ оказывается тем же. Имя Леон встречается у Гвиона в 'Kadeir Teyrnon' (королевский трон): 'израненная фигура одетого в латы Леона'. Однако может быть, содержание искажено и 'Леон' является похвалой королю с львиным сердцем, а не его именем собственным.
Потом настало время подумать о загадке в строфе 8: 'Я сидел на крупе коня Илии и Еноха'. Эти строчки звучат иначе, чем в запутывающей нас загадке Книги Еноха ('Mabinogion'):
Я был учителем Илии и Еноха.
Там ответ был 'Уриил'. В обоих текстах Илия на самом деле - часть еретической загадки об Иоанне Крестителе, от которой Чибис постарался отвести наше внимание. Ненужное соединение Илии и Еноха сделано весьма искусно, так как эти два пророка встречаются вместе в разных апокрифических Евангелиях - в Истории Иосифа Плотника, Деяниях Пилата, Апокалипсисе Петра и Апокалипсисе Павла. Например, в Деяниях Пилата, дошедших до Уэльса в латинском переводе, есть такой стих:
Я есть Енох, который был перенесен сюда по слову Божиему,
и со мной Илия, который поднялся ввысь на огненной колеснице.
Однако верная загадка в версии 'Mabinogion' должна выглядеть так: 'Я был учителем Еноха и Ноя'. Но в другом варианте - 'Я сидел на крупе коня Илии и Еноха' - упоминание об Илии совершенно не нужно, потому что Енох, как Илия, поднялся на небо в колеснице, запряженной огненными конями. И вновь ответ - Уриил, поскольку Уриил означает 'Божье пламя'. Теперь, насколько я понимаю, я точно так же - 'Уриил' - могу ответить на загадку о Кайр Бедион. Ибо, согласно Гальфриду Монмутскому, священный огонь постоянно горит в храме в Кайр Бедион, или Бате, как он горел в Доме Бога в Иерусалиме.
Еще одно расхождение - между стихами 'один день и один год в путах и колодках' (строка 30, версия 'Mabinogion') и 'один год с половиною в путах и колодках' (строфа 15, версия Нэша). 'Один год с половиною' не имеет никакого смысла в отличие от 'одного дня и одного года', которые можно приравнять к Тринадцати тюремным запорам, которые стерегли Элфина, если каждый запор был двадцативосьмидневным месяцем и Элфин был освобожден на следующий день после 364-го, то есть на 365-й день. В древности обычный месяц в Британии, судя по 'Комментариям' (2, IX, 142) Блэкстоуна18, насчитывал двадцать восемь дней, если это не оговаривалось особо, и лунный месяц до сих пор таким считается, хотя настоящий лунный месяц - от молодой луны до молодой луны - состоит приблизительно из 29,5 дней, и хотя число тринадцать слывет несчастливым. Дохристианский календарь представлял