призывая ветры, особенно северный ветер. Однако точно таким же способом делаются и музыкальные дудки с несколькими дырками, и следовательно, поющая голова Брана, - свирель из ольхи. В Харлехе, где голова пела семь лет, река бежит мимо горы, и, похоже, это место как нельзя лучше подходило для священной рощи. Возможно, легенда об Аполлоне, победившем Марсия, - отголосок отделения коры от ветки ольхи, когда делают флейту.
Из ольхи в древней Ирландии изготовляли сосуды для молока и другую утварь, отсюда ее поэтическое название в 'Книге Баллимота' - Соtеt lachtа (стерегущая молоко). Эта связь Брана- Крона, ольхи, с Реей-Ио, белой луной-коровой, очень важна. В Ирландии Ио называли Glas Gabnach (зеленая пустышка), потому что, хотя она проливала молоко в реки, у нее никогда не было теленка. Ее похитил в Испании летающий карлик-кузнец Гавида; в сопровождении семи его сыновей (по одному на каждый день недели) она обегает в один день всю Ирландию и дала имя Bothar-bo-finne (дорога белой коровы) Млечному Пути. Согласно 'Делам великой Академии бардов', ее убил Гуойре по требованию жены Сеанхана Торпеста, а в 'Истории Ирландии' сказано, что она была отомщена в 528 году нашей эры. Диармойд, король Ирландии, был убит своим старшим сыном за то, что погубил другую священную корову.
Связь Брана с Западным океаном доказывает Саеr Вrаn, - название одного из самых западных холмов в Британии, который находится как бы на Краю Земли.
В греческих и римских мифах ольха упоминается редко, очевидно, потому что была вытеснена как пророчествующее дерево дельфийским лавром. Однако в 'Одиссее' и 'Энеиде' есть две важные ссылки на нее. В 'Одиссее' из трех деревьев воскрешения, которые растут в роще на блаженном острове Огигия вокруг пещеры Калипсо, дочери Атланта, ольха называется первой (еще тополь и кипарис), и здесь вьют гнезда болтливые морские вороны (сакральные птицы Брана в Британии), соколы и совы. Это объясняет предложенную Вергилием версию метаморфозы сестер солнечного героя Фаэтона. В 'Энеиде' он говорит, что, оплакивая своего брата, они превратились не в тополиную рощу, как у Еврипида и Аполлония Родосского, а в ольховую рощу на берегах реки По, - по-видимому, еще на одном райском островке. Греческое название ольхи - сlethra, обыкновенно соотносимое с сlеio (я закрываю, я ограничиваю). Объяснить это можно скорее всего тем, что ольховые рощи словно прятали героя на острове оракула, ибо росли по всему берегу. Полагаю, эти острова первоначально были речными островами, а не морскими.
Ольху любят за то, что она дает три замечательные краски: красную можно получить из коры, зеленую - из цветов и коричневую - из молодых веточек; эти три цвета символизируют огонь, воду и землю. В 'Словаре' Кормака, который относится к десятому веку, ольха называется ro-eim, что переводится как 'та, что красит красным лицо'. Из этого можно сделать вывод, что 'краснолицые герои' валлийских 'Триад', - они же священные короли, - связаны с культом ольхи Брана. Одна из причин обожествления ольхи заключается в том, что, когда ольху срубают, древесина, сначала белая, становится красной, словно истекает кровью, как человек. Зеленая краска ассоциируется с зелеными одеждами фей в британском фольклоре. Если рассматривать фей как уцелевших представителей изгнанных в горы и леса племен, то зеленый цвет их одежд можно объяснить как защитный. В средние века преступники и лесничие тоже одевались в зеленое. Зеленая краска пришла из далекого прошлого. Однако в первую очередь ольха - огненное дерево, которое имеет власть защитить землю от воды, и ольховая ветка, благодаря которой Бран был узнан в Саd Goddeu, - это знак воскрешения, ибо почки на ней расположены в виде спирали. Ну а уж спираль и вовсе древняя. Самые ранние шумерские святилища являются 'домами духов', подобно тем, что есть в Уганде, и они защищены спиралевидными столбами.
Четвертый месяц начинался 18 марта, когда зацветала ольха, и заканчивался 14 апреля, и его отличительная черта - осушение весенним солнцем потоков из растаявшего снега. На этот же период приходится весеннее равноденствие, когда дни становятся длиннее ночей и солнце обретает силу. Выражаясь поэтически, если ясени - это весла и каркас плетеных из ивняка лодок, в которых Дух Года перевозят на сухую землю, то ольха - это сваи, поднимающие дома над потоками растаявшего снега. Феарн (Бран) - в греческой мифологии царь Фороней, правитель Пелопоннеса, которому поклонялись как герою в Аргосе, как будто им основанном. Гелланик Лесбосский, просвещенный современник