в Северной и Северо-Восточной Германии, а также во многих районах Франции, и с чудовищем Шапалу из французской легенды об Артуре.
В Ирландии тоже существует культ кошки. 'Изящная Черная Кошка, лежащая в кресле из старинного серебра', имела пещеру-cвятилище в Коннаугте в Клог-маг-риг-кэт (теперь Клаф) до прибытия святого Патрика. Эта кошка очень бранилась, когда отвечала людям, которые пытались ее обмануть, и, по-видимому, она тождественна египетской богине-кошке Пашт. Египетские кошки были грациозными, черными, длинноногими и с маленькими головками. Еще одно ирландское святилище кошки - Ноут, захоронение в графстве Мет того же времени, что и Новая Мыза. В 'Делах Великой Академии Бардов' говорится, что внутренняя комната этого захоронения служила жильем для короля-кота Ирусана, который был не меньше быка и однажды унес на своей спине Сеанхана Торпеста, верховного мудреца-поэта Ирландии, в отместку за сатиру. Гигин в своей 'Поэтической астрономии' отождествляет Пашт с Белой Богиней, отмечая, что когда Тифон неожиданно появился в Греции (неизвестно, имел Гигин в виду нашествие или вулканическое извержение, подобное тому, что разрушило большую часть острова Фера), боги бежали, преобразившись кто в кого: 'Меркурий - в ибиса, Аполлон - в ворона, фракийскую птицу, Диана - в кошку'.
Старая белая свинья подарила жителям Хривгивертуха маленького волка, который тоже весьма прославился. Волк-как-дух-зерна до сих пор известен примерно в тех же районах, что и кошка-как-дух-зерна, а на острове Рюген женщина, которая связывает последний сноп, называется Волчицей и должна укусить хозяйку дома и экономку, успокаивающую ее большим куском мяса. Итак, Керридвен была также богиней-волчицей, подобно Артемиде. Похоже, она появилась в Британии между 2500-2000 годами до нашей эры из Северной Африки вместе с длинноголовыми земледельцами нового каменного века.
Почему кошка, свинья и волчица считались в первую очередь посвященными богине луны - нетрудно понять. Волки воют на луну и едят трупы, их глаза светятся в ночи, и их часто можно встретить на лесистых склонах гор. У кошек глаза тоже светятся в темноте, они питаются мышами (символ чумы), открыто совокупляются и бесшумно передвигаются, они плодовиты, но пожирают свое потомство, и цвет шерсти у них самый разный, как у луны, от белого до рыжего и черного. Свиньи тоже бывают белыми, рыжими и черными, тоже едят трупное мясо, тоже плодовиты и тоже поедают свое потомство, и клыки у них в виде полумесяца.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Сэр Томас Браун в 'Urn Burial', называет среди 'труднейших вопросов, которые все же имеют ответы', вопросы о том, 'какую песню пели сирены и какое имя принял Ахилл, прячась среди женщин'. Согласно Светонию, ученые мужи, с которыми император Тиберий беседовал по этому поводу, ответили 'Керкисера' из-за прялки (kerkis), на которой работал Ахилл, 'Исса' из-за его быстрых движений (aisso, наверное), 'Пирра' из-за его рыжих волос, и это поддерживает Гигин. Я думаю, что Ахилл назвал себя 'Дакриесса' (плачущая) или, что еще лучше, 'Дросоесса' (росистая), так как drosos - поэтический синоним слез. Согласно Аполлонию, его первое имя 'Лигурон' (плачущий) было изменено на 'Ахилл' его учителем Хироном. Тогда можно предположить, что культ Ахилла пришел в Фессалию из Лигурии. Гомер каламбурит, связывая 'Ахилл' с achos (несчастье), а Аполлодор производит его имя от а (не) и cheile (губы), что сэр Джеймс Фрэзер называет абсурдом, хотя 'Безгубый' - вполне подходящее имя для пророчествующего героя.
2 В версии сказания, опубликованной в 'Мабиногионе' Шарлотты Гест, на которую Грейвс ссылается в главе 17, такого эпизода нет.
3 Я обнаружил, что меня опередил Маймонид, испанский еврей двенадцатого века, который реформировал иудаизм и был заодно лекарем Саладина. В 'Путеводителе по ошибкам' он толкует текст как предписание против участия в поклонении Аштарот.
4 В предисловии к 'Царю Иисусу' я определяю иконотропию как технику умышленно неправильной интерпретации (из-за чего древние Ритуальные символы поменяли свое значение), призванную обосновать изменения в религиозной системе - обычно это переход от матриархальной власти к патриархальной - и придать новый смысл мифам. Я привожу примеры из мифов о Пасифае, Эдипе и Лоте.
5 Демоны и привидения - всегда отверженные боги или жрецы вытесненной религии, например греческие Empusae и Lamiae, которые во времена Аристофана рассматривались как эмиссары Тройственной Богини Гекаты. Ламии - красивые женщины, которые соблазняли путешественников, а потом пили