Роберт Грейвс

БЕЛАЯ БОГИНЯ. Историческая грамматика поэтической мифологии 2

В главе третьей я писал, что Бели известен как сын Дану, а тождество Ану и Дану очевидно из родословной 'Манускрипта 20' Колледжа Иисуса, вероятно, тринадцатого века, в которой Бели Великий называется сыном Анны, тогда как она сама почему-то называется дочерью римского императора. В других местах родословная принца Овена, сына Говела Доброго6, восходит к Aballac filius Amalechi qui fuit Beli Magni filius, et Anna mater ejus. 7. И там же сказано, в той же степени нелепо, quam dicunt esse consobrinam Mariae Virginis, Matris Domini nostri Jhesu Christi.

Овидий и Вергилий знали, что их богиня Анна Перенна - сестра Бела, который был мужским воплощением шумерской богини Белили, и точно так же бог Ану из вавилонской мужской троицы (Эа и Бел) был мужским воплощением шумерской богини Анны-Нин, обычно называемой Нана8. Женой Бела была Белит, а женой Ану была Анату. Женой Эа, третьей ипостасью шумерской женской троицы, была Дам-Кина, и первый слог ее имени указывает на то, что она является прародительницей данайцев. Дж.Пржбуский в 'Revue de l'Histoire des Religions' (1933) отождествил Анна-Нин с Ана-хита, богиней Авесты, которую греки называли Анайтис, а персы - Ана-хид, и это имя они дали планете Венере.

Мистер Э. М. Парр пишет мне, что ап - шумерское слово, обозначающее 'Небеса', и что, по его мнению, богиней Афиной была другая Анна, то бишь Аф-енна (Ath-enna), измененное Аната, alias Нейт из Ливии, а Ма - укороченная форма шумерского имени Ата (мать) и Ма-ри означает 'плодовитая мать' (от riт, носить ребенка). Мари - имя богини, из-за которой египтяне в 1000 году до нашей эры называли Кипр 'Аймари' и которая правила в городе Мари на Евфрате (разграбленном Хаммураби в 1800 году до нашей эры) и в городе Амари на минойском Крите. Итак, Ма-ri-еппа - 'плодовитая мать Небес', alias Мириам, Мариан из Мариандины, 'быстрая Мирина' Троянская и Мариамна: это слово тройной силы. Но корневое слово - Аппа, которое освящает все роды и которое, похоже, является частью имени Арианрод. 'Арианрод' не стоит снижать до Argentum u rota (серебро, колесо), на самом деле это Аr-ri-ап, высокая плодовитая мать, которая

поворачивает колесо Небес. Если так, то Арианрод = Критской Ариадне, которая должна быть Ar-ri-an-de, где dе означает ячмень, как в имени Деметры. Простая форма 'Ана' встречается среди имен потомков Сеира Хорреянина (Бытие 36:20), и хотя дважды из трех случаев это имя мужское, его отмечают главным образом как имя матери Оливемы (шатер на высоком месте), наследницы, которую взял в жены Исав, когда пришел на сеирские пастбища. (То, что Ана якобы нашел мулов9 в пустыне, является ошибкой переписчиков.) Джеймс Джойс шутливо отмечает универсальность Анны в 'Anna Livia Plurabelle'. В самом деле, если кому-то нужно простое и емкое имя для Великой Богини, то лучше имени Анна не сыскать. Для христианских мистиков она - 'бабушка Бога'.

Следующая буква 'Fearn' объясняет слово 'Перенна' как испорченное Fearina - прилагательное, восходящее к Fear или ear (весна). На латыни это слово пишется как ver. Отсюда следует, что греческое имя Брана - Фороней (мы уже говорили о других его формах Вронт Бернг и Эфрон) - это вариант Fearineus, и он был первоначально Духом Года в его сильном, хотя и обреченном, весеннем аспекте. Латинская форма, вероятно, Veranus, давшая плебейское родовое имя Вераний и глагол vernare (обновляться весной), который, не исключено, является неправильной формой ver, veris, но и может быть сокращением veranare.

ANNA FEARINA

Королева весны

Следующая буква - 'Saille'. Мы уже знаем, что 'Saille' связана в 'Boibel-Loth' с Салмонеем, Салмой и Салмоном, а это дает возможность предположить, что соответствующее слово в заклинании - Салмона, еще один титул Богини. Итак:

SALMONA

В Восточном Средиземноморье есть несколько мест, названных в ее честь, включая мыс Салмона на Крите, город Салмона в Элиде и Салмону, деревню возле Лусы. Слово, несомненно, составное: Salma и Опё, как Hesi-oпё. Гесиона, говорят, значит 'госпожа Азии', а значение Salma можно вывести из географических названий. Это эгейское слово, имевшее очень большое распространение и всегда связанное с понятием 'востока' 10. Салма - племя в Южной Иудее, которое жило к востоку от минойской колонии Газы, также поселение в Центральной Азии на караванном пути из Средиземноморья к Персидскому заливу. Салмаласс - поселение в Малой Армении на караванном пути из Трапезунда на Дальний Восток. Салмидесс - самый восточный город Фракии, выходящий на берег Черного моря. Салмона - самый восточный