стихия великой реки и т. д. Трудно удержаться, чтобы не процитировать:
Но, торжеством победы полны,
Еще кипели злобно волны,
Как бы под ними тлел огонь,
Еще их пена покрывала,
И тяжело Нева дышала,
Как с битвы прибежавший конь.
'Медный всадник'
Все это, разумеется, пропадает в переводах, но для человека, которому русский язык - родной, может служить превосходным включением в эзотерику - иногда даже более эффективным, чем ЛСД, пейот или ребефинг.
Сами по себе отношения писателя с языком, на котором он пишет, - совершенно скорпионья тема, так как слова всегда многозначны и абстрактны, а художественный текст несет великое множество оттенков и особенностей, которые осознаются автором лишь в малой степени, но немедленно начинают 'играть' в восприятии читателей: у каждого - по-своему, а если писатель талантливый, то по-разному и при каждом следующем прочтении (втором, третьем, четвертом)... Обретение индивидуального стиля - большой подарок писателю со стороны языка (и этнического эгрегора), но дается он, как правило, не только как результат долгой и тщательной работы над 'слогом', но обязательно как символ важности задач, решаемых писателем, - задач этнического, а в некоторых случаях и общечеловеческого эгрегора. Так называемое 'мелкотемье' непременно скажется на качестве литературной продукции: 'Сатира покрывается ржавчиной, каламбуря в стакане воды' (Ф. Кривин).
И в заключение рассмотрим действие архетипа Скорпиона в поляризации человека по типу: тонкое тело - плотное тело, описанной в конце предыдущей главы. Включение Скорпиона в данном случае означает душевную жизнь, или внутреннюю работу, человека, так сказать, в чистом виде, то есть без привязки к конкретным жизненным обстоятельствам; как правило, это означает трансформацию системы установок и взглядов на мир, - но не ментальных (умозрительных), а экзистенциальных, укорененных глубоко в подсознании. В принципе это и есть содержание работы психолога; но это нелегко, и большая часть его усилий нередко бывает посвящена тому, чтобы вытащить сознание (точку зрения) клиента из его плотного тела, то есть из конкретных жизненных обстоятельств, и заставить его изменить не частное поведение, а ценности, общие установки и способ видения реальности. Например, работа с конфликтующими семейными парами, как правило, включает в себя уговоры клиента (чаще всего - доминирующего партнера), общий смысл которых заключается в том, что другому (женщине, ребенку) можно предоставить некоторую свободу без ущерба для семьи.
'Так, значит, когда она вчера на два часа опоздала домой, якобы задержавшись в магазине, я должен был на это спокойно взирать?!' - возмущается потерпевший муж, и если психолог начнет разбирать этот конкретный эпизод, то скорее всего погибнет, захлебнувшись в буйной энергии плотного тела клиента. Суметь буквально заставить клиента подняться над морем ежедневных обид, огорчений и разочарований и посмотреть на свою жизнь с точки зрения основных ценностей, убеждений и длительных программ - тонкое искусство, и достигается оно мощной активизацией архетипа Скорпиона в сознании и подсознании клиента; если это удается сделать, ему становятся понятными дотоле скрытые мотивы (вытесненные ценности, положительные и отрицательные), определяющие его конкретное поведение и поток внешних событий.
Как правило, сильное включение Скорпиона переживается человеком достаточно тяжело, особенно если он ориентирован на плотный план и заморочен конкретными событиями. Если они перестают поддаваться контролю и начинают идти совсем уже из рук вон плохо, человек поневоле задумывается: а может быть, в моей жизни что-то неправильно по большому счету? Может быть, я не тем занимаюсь, не у тех учусь, не с теми веду знакомства, не там живу? В чем мне следует измениться? Однако ответ приходит не сразу, не очевидный и на очень специфическом языке тонкого плана; каков этот язык - нашей цивилизации еще лишь предстоит постигать.
Глава 10
Рыбы
Стихия воды, фаза растворения
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумавшись глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
М. Лермонтов
Тема: старение, растворение и уход реальности тонкого плана.
'Настроение бодрое, идем ко дну', - так отрапортовал своему начальству доблестный командир подводной лодки после аварии в глубине океана.
Тема старения тонкого плана в сознании современной цивилизации практически не разработана. Понятно, что старение