участие в окружающей жизни приблизительно в том же стиле, как он это делал всю взрослую жизнь (под архетипом Девы), то все его тонкие тела окажутся не готовыми к уходу с земного плана существования и после смерти человека будут долго отравлять ауру Земли. Плохая отработка Козерога в старости напрямую сказывается на последующей жизни всех людей, связанных с человеком при его жизни; особенно страдают близкие родственники, плохо отработанные связи с которыми, будучи резко оборваны в момент его смерти, превращаются в незаживающие энергетические и психологические раны, закрывать которые чрезвычайно трудно.
Обратимся теперь к сфере литературы. Каким жанрам покровительствует Козерог? Прежде всего мемуарам, которые, как правило, пишутся человеком, удалившимся на склоне лет от дел и событий быстротекущей жизни и своими воспоминаниями как бы подводящим черту под своей жизнью - а заодно и под чужими. Основная черта мемуаров как жанра заключается в том, что воспоминания о минувших днях пишутся с позиций настоящего, то есть умудренный жизненным опытом человек оценивает свою жизнь, отчетливо видя 'задним числом' и расширившимся сознанием то, что упускал в свое время. При этом прошлое по большей части убивается насмерть, поскольку именно иллюзиями и незнанием будущего обусловлена большая часть человеческого поведения, да еще энтузиазмом, который сохраняется в памяти и воспоминаниях хуже всего.
'Ах, как я любил ее тогда!' - пишет мемуарист, и для читателя это короткая фраза, основное и довольно неопределенное содержание которой заключено в слове 'любил', а для автора (точнее, героя) оно заключено в двухбуквенном восклицании 'ах!', которым он и жил целый год, но передать этот год он решительно не в состоянии - не станешь же, в самом деле, писать, что в это время по утрам на траве обнаруживалась сверкающая роса, а деревья после грозы пахли каждое по-своему и даже вспоминались их названия - дуб, клен, ясень, акация.
Однако еще легче в мемуарах хоронятся люди, в них фигурирующие, а особенно знаменитости. Дело в том, что по законам литературы каждое законченное произведение представляет собой модель Вселенной в миниатюре и каждый объект, описываемый в художественном произведении, имеет высоту, прямо пропорциональную количеству слов, ему посвященных. Поэтому стоит написать о ком-то не обязательно даже небрежно, а просто очень коротко, и сразу этот человек становится еле различимым на общем фоне лилипутом. Брошенная вскользь мемуаристом нейтральная фраза: 'Еще туда, помнится, Булгаков заглядывал, известный писатель...', - если дальше о Булгакове ничего более не сообщается, превращает классика в фон и тем полностью его убивает вместе, разумеется, с полным собранием его сочинений.
Впрочем, и более подробно описываемым персонажам мемуаров приходится нелегко. Вырывая из их жизни произвольные эпизоды (встречи с автором) и компонуя их вместе, мемуарист создает невообразимую пародию на судьбу, где вместо рождения персонажа идет фраза 'Впервые я увидел его...', а смерть обозначается репликой 'Больше я с ним не встречался'.
Конечно, жанр мемуаров - не единственный любимец Козерога; нередко он покровительствует историческому роману, назидательной истории, притче с плоской моралью, в некоторых случаях даже басне, например:
Однажды нес пастух куда-то молоко,
Но так ужасно далеко,
Что уж назад не возвращался.
Читатель! Он тебе не попадался?
К. Прутков
И, наконец, последняя тема - проявление козерожьего архетипа в жизни человека. По своему основному смыслу это завершение некоторого событийного сюжета, после которого о нем можно забыть. В обыденной жизни козерожьи ситуации чаще всего ритуализированы, так как откровенное разрушение (исчерпание) каузального потока болезненно и потому табуировано. Например, прощаясь со знакомым, нельзя просто уйти, грубо разрушив ситуацию общения, - необходимо его как-то утешить, подкормить каузально, например, искренне улыбнуться, пожелать удачи, договориться о будущей встрече и т. п. Неумение вовремя почувствовать включение Козерога, означающее возможность прекратить исчерпавший себя разговор, ситуацию, общение, обходится человеку очень дорого; как наименьшее зло при этом возникают паузы и неловкости, которые трудно сгладить. Так называемые светские манеры в большой мере связаны с умением почувствовать и элегантно провести замысловатые тельцовские дебюты и козерожьи окончания. После них возникает характерное чувство легкости, как после вовремя проведенного очищения.
Более серьезные козерожьи сюжеты в этой главе уже рассматривались.