конкурирующие фирмы доводят слабейших до банкротства, телевидение вытесняет кино, которое в свое время чуть не довело до инфаркта театр, эстрадная музыка, питаясь народной, уничтожает последнюю... Лев Николаевич Толстой, на склоне лет проповедовавший непротивление злу насилием, писал явно не о нашей планете и не для нее - или недостаточно четко объяснил, что именно он понимает под злом и что - под насилием. Ибо основным направленным на любое живое существо злом является хороший аппетит окружающей его среды, и если оно этому аппетиту активно не противостоит, то будет быстро и энергично съедено - все его тонкие и плотные тела без исключения.
Разрушение как тонкого, так и плотного планов так же естественно, как и их создание, рождение; вопрос, как обычно, заключается в том, что разрушение может происходить на различных уровнях, например, грубо, дико, варварски или тонко и культурно, оно может быть подготовленным и своевременным или совсем наоборот.
В связи с этим возникает вопрос: в каком порядке идет разрушение двупланового объекта, что страдает и повреждается первым: тонкий его план или плотный? По идее, так как объект все же один, оба процесса идут параллельно, но повреждения плотного плана виднее - хотя, с другой стороны, их легче ошибочно отнести к восстановимым дефектам фазы осуществления. Опыт показывает, что при деструктивных процессах в сложных системах первыми часто страдают системы связи - в данном случае это нисходящий и восходящий каналы.
Первым признаком включения стрельцовского архетипа является плохая (по сравнению с фазой осуществления, то есть со Львом) работа нисходящего канала: он хуже, чем это хотелось бы тонкому плану, снимает его напряжения, неадекватно переводит их на собственный язык, а с него - на язык плотного плана и в довершение всего дает последнему в принципе не выполнимые задания, в результате чего плотный план отравляется и разрушается. Хорошая иллюстрация - часто используемая схема увольнения высокопоставленного сотрудника фирмы, неугодного начальству, но занимающего в ней достаточно прочное место. Его переводят (возможно, с повышением) командовать безнадежным участком работы и дают задание его восстановить. Несмотря на все его старания, выполнить задание не удается, после чего его увольняют уже с полным основанием. 'Но это же подло!' - воскликнет неискушенный в служебных интригах читатель. Возможно, но зато довольно эффективно, поскольку срисовано с великого архетипа Стрельца.
Впрочем, иметь что-либо не всегда хорошо, так же как и терять не обязательно плохо. Объект в фазе растворения уже утомлен сам собою, как бы устал от собственного существования, так же, впрочем, как устала от него окружающая среда, и его распад воспринимается с чувством большого облегчения и освобождения. Особенно отчетливо этот эффект проявляется в ситуации серьезного обучения.
Обретение практически любого профессионального навыка связано с созданием и отработкой определенного нисходящего канала. Так или иначе любой профессионал занимается тем, что претворяет свой (тонкий) замысел в определенные (плотные) формы, и уровень мастерства в большой мере определяется качеством работы соответствующего нисходящего канала и знанием мастером его возможностей и особенностей, то есть границ своих умений и четких правил работы. (Сказанное относится к профессиям всех видов: как тех, где результат труда совершенно материален (плотник, каменщик, ювелир), так и тех, где он относится к миру идей: таков труд ученого-теоретика, писателя, философа.)
Ученик, подмастерье создают нисходящий канал и осваивают его; мастер работает с ним профессионально (в режиме Льва) - но в какой-то момент чувствует, что сильно от него устал. Это означает, что привычные формы труда по превращению замысла в 'материальные' формы перестают радовать человека, кажутся ему малоинтересными, слишком рутинными и надоевшими. Однако просто так отойти от созданного канала он не может: как и все живое, канал прочно держит своего создателя, да и общество заинтересовано в его (канала) работе. Поэтому единственным реальным путем освобождения мастера является передача наработанного канала преемникам - другими словами, мастер становится учителем. Однако передать созданный им канал из рук в руки, как это происходит на базаре, мастер не может: канал слишком настроен лично на него, несет на себе слишком четкие следы его индивидуальности, чересчур 'сшит по мерке' и ученикам не подходит или исковеркает их до неузнаваемости. Поэтому в глубоком, серьезном обучении (до него по понятным причинам