в их первозданном виде мало что осталось, а их фольклор растворился под мощным нажимом массовой телевизионной культуры; что же до методов изучения и анализа, которыми в юности и позже пользовался академик, - длительная командировка в 'поле', опросы населения, составление вручную картотек и их осмысление персональными мозгами без какого-либо участия компьютера, - то они (и методы, и мозги), конечно, безнадежно устарели, и ученый это прекрасно понимает. Но все же есть какая-то смутная недосказанность, незавершенность научного пути, которая заставляет стареющего академика вспоминать какие-то куски прошлой жизни, мелькавшие и забытые идеи, возможно перспективные, но не опробованные методики опроса... с ними, как на грех, смешиваются впечатления от местной природы, фауны, антропологических особенностей изучаемых народов, их интонаций, темпа речи, всплывают совсем уже конкретные и вовсе ненаучные воспоминания о разных людях, с которыми сводила судьба, - и все это кажется не просто 'фактами биографии', а чем-то гораздо более значительным и для кого-то или для чего-то необходимым, а потому требующим оформления и передачи.
Под Водолеем происходят подведение окончательных итогов и финальная передача разрушающегося восходящего канала. Но если передача нисходящего канала - религиозной харизмы (благодати), профессионального мастерства - сравнительно отчетливо представленный в культуре момент (см. гл. 16 'Стрелец'), то передача восходящего канала представляет собой особый, совершенно не изученный процесс, который еще ждет своего постижения и адекватного оформления в определенных ритуальных формах.
Фундаментальный водолейский сюжет - исповедь умирающего человека, который пытается подвести итоги своей 'земной' жизни так, чтобы их услышала его душа, - в частности, с тем чтобы облегчить ей посмертное путешествие. Такая исповедь - это не только покаяние, жалобы и сожаления об ошибках. Во многих случаях душа человека мучительно хочет что-то для себя понять, своим, особым способом ощутить прошедшие события, получить энергетическую поддержку своих ценностей и установок, которые человек в течение жизни мог вытеснять глубоко в подсознание и беспокоиться совсем о другом, - а сейчас все поверхностное, наносное отходит в сторону и происходит разрушающий каузальное тело самоотчет с позиций истинных, глубинных ценностей человека, о которых он, может быть, почти не подозревал; то есть как-то они, конечно, проявлялись, но не так откровенно, как теперь.
Понятно, что такие процессы и переживания не происходят легко, особенно если человек в прошлом не слишком задумывался о своей жизни с ценностной точки зрения, и помочь ему - задача тонкая и деликатная. Ее сложность заключается еще и в том, что принять такую исповедь означает частично воспринять и ассимилировать в своем существовании остатки разрушающегося восходящего канала человека, то есть стать как бы его преемником в способе осмысления и подведении итогов собственной жизни. Такая передача, то есть передача восходящего канала, не менее важна, чем передача нисходящего канала, но является более тонкой; обычно в таких случаях говорят о передаче традиции, подразумевая под ней не способ воздействия, а стиль восприятия и осознания.
Чем, например, определяется художественная школа? На первый взгляд, характерными особенностями выражения ее живописцами своих идей, мыслей, чувств: манерой писать, способами сочетания красок, компоновки линий и форм и т. д. Все это, безусловно, важно и определяет лицо, или фасад, школы; но у нее есть и более глубокие структуры, в частности, фундамент здания, и им всегда является способ видения, которому косвенно или явно обучают в школе и который является ее душой и сокровенной тайной.
Что же такое художественное видение? Это результат работы восходящего канала, который собирает линейную и цветовую информацию от предметного мира и переводит ее в мир определенных абстрактных форм и конкретного дискретного набора цветов, существующих в подсознании данного художника. Чем шире набор этих форм и спектр цветов, с которыми может работать художник, тем разнообразнее может быть его творчество, - но его мастерство и личный почерк зависят в первую очередь от способа видения, то есть способа соотношения наблюдаемого им мира с формами и цветами, которыми он профессионально владеет.
Передача ученикам своего способа видения, интерпретации - важнейшая задача учителя, и не только живописи или графики. Та же тема очень остро возникает при обучении астрологии. Как известно, астрология есть искусство перевода