И.П.Давыдов

Баба-Яга — к вопросу о происхождении образа

смерти - змеей.

Так устанавливается генеалогия образа: новое время - Баба-Яга - костяная нога (сказочный персонаж); дохристианская эпоха - Баба-Яга - одна нога (славянская богиня смерти); первобытная эпоха - змея (олицетворение смерти).

Нетрудно восстановить и эволюцию в способах передвижения Яги. Сначала она ползала, как змея (реконструируемый нами зооморфный период). Потом стала прыгать на одной ноге (стадия одноногого и хромоногого божества, зарегистрированная в некоторых сказках). Еще позже стала ездить в ступе по земле: '... бежит ступа по дороге, а в ней сидит Баба-Яга' [28]. И только напоследок поднялась вместе со ступой в воздух. Последний, самый распространенный в сказках способ передвижения Бабы-Яги как бы символизирует ее окончательный отрыв от земли и полное освобождение от сверхъестественных функций, связанных с землей и преисподней. Баба-Яга превращается в чисто сказочный персонаж.

ЛИТЕРАТУРА и ПРИМЕЧАНИЯ :

[1] В.Я.Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946,. стр.40-96; Б.А.Рыбаков. Искусство древних славян. В кн.: История русского искусства, т.I. М., 1953, стр.82.

[2] В.Я.Пропп, ук. соч., стр.57.

[3] В.Я.Пропп, ук. соч., стр.57.

[4] Русская сказка, т.I. Изд. 'Academia', М., 1932, стр.190.

[5] Д.Н.Садовников. Сказки и предания Самарского края. СПб., 1884, стр.130.

[6] Наш вывод в общем совпадает с мнением В.Я.Проппа, что костеногость - признак сравнительно поздний, и костяная нога развилась из животной ноги (ук. соч., стр.56-58). Только, согласно нашим наблюдениям, между животноногой Бабой-Ягой и костеногой есть промежуточный образ Бабы-Яги одноногой.

[7] Реальный словарь классических древностей. СПб., 1885, стр.602- 603.

[8] H.Schultz. Urgeschichte der Kultur. Leipzig und Wien, 1900, -5. 579.

[9] М.С.Альтман, Греческая мифология. Л., 1937, стр.45.

[10] А.О.Лосев. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957, стр.41.

[11] П.В.Шеин. Материалы по изучению быта и языка русского населения Северо-Западного края, т.III. СПб., 1902, стр.312.

[12] А.Марков. Из истории русского былевого эпоса. 'Этнографическое обозрение', 1906, NN-3,4, стр.17-18.

[13] В.Н.Xарузина. Этнография, вып.I. М., 1909, стр.381-382.

[14] Э.М.Яншина, О некоторых изображениях на рельефах хэньских погребений (II в. до н.э. - II в. н.э.). 'Вестник древней истории', 1961, N-3. стр.71-75.

[15] Геродот. История в 9 книгах, т.I, Пер. Ф.Г.Мищенко. М., 1885, стр.300-301.

[16] Н.И.Артамонов. Антропоморфные божества в религии скифов. Археологический сборник, вып.2. Изд.Гос.Эрмитажа. Л., 1961, стр.57-87.

[17] М.С.Альтман, ук. соч., стр.128.

[18] В.Я.Пропп, ук. соч., стр.245-246.

[19] Во избежание недоразумений необходимо сделать еще одну оговорку. Правило 'ищите змею' приложммо не ко всем без исключения мифологическим существам, имеющим необычные ноги. Так, в истоках антропоморфной морской богини Фетиды, которую Гомер называет 'среброногой' (образ рыбьей чептуи), лежит не змея, а рыба, В основе образа может лежать, по нашему мнению, также червь, скорпион и т.п. Образ одноногих и одноруких существ, известный у ряда народов (Сибирь, Китай), мог возникнуть в результате деления пополам нормальных антропоморфных существ. Этот образ входит в особый круг представлений, согласно которым в царстве мертвых живут половинки вещей: половинное солнце, половинная лупа и т.д. Счастливые страны, населенные половинными (одноногими, однорукими) людьми, есть все основания сопоставить с Елисейскими полями древних греков.

[20] Н.Е.Ончуков. Северные сказки. СПб., 1908, сказка 152.

[21] Так, Кадм и Гармония, легендарные основатели Фив, закончив земное поприще, превратились в змей. Денге, бог фиджийцев, после свершения славных подвигов, потерял человекоподобный вид и сделался змеей.

[22] А.Н.Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т.III, СПб., 1869, стр.588. - В имени адского змея из 'Старшей Эдды' - Нидхегг - сохраняется, по всей видимости, тот же корень.

[23] П.П.Ефименко. Первобытное общество. Киев, 1952, стр.411.

[24] В.И.Равдоникас. Элементы космических представлений в образах наскальных изображений. 'Советская археология', N-4, 1937, стр.18.

[25] К.Д.Лаушкин. Онежское святилище, ч.1. 'Скандинавский сборник', IV, 1959, рис.5 на стр.51. - Фигура полузмеи(получервя)-получеловека выбита на скале среди изображений, связанных с царством мертвых.

[26] М.Э.Матье. Мифы древнего Египта. Л., 1940, стр.33-34.

[27] Н. Харузин. Этнография, IV (Верования).