Учитель Старухинскаго уч-ща, Чернск. У., Тульск. г.
20 мая, 1892 года.
ПРЕДИСЛОВIЕ.
Сообщаемыя ниже свднiя получены мною изъ непосредственныхъ разспросовъ крестьянъ с-ца Старухина и окольныхъ деревень, расположенныхъ около него кольцомъ. Сельцо Старухино, въ которомъ я завдую училищемъ, находится въ Чернскомъ узд, Тульской губернiи, у самой границы Мценскаго узда, Орловской губернiи. Окольныя съ нимъ деревни- село Ползиково, Хмелинки и Кукуевка-Чернскаго узда, а Протасово и Чапкино-Мценскаго. Вс эти Селенiя отстоятъ отъ Старухина въ одной, двухъ, и самая дальняя д. Хмелинки-въ трехъ верстахъ. Въ полученiи матерiала для отвтовъ мн помогли мой помощникъ по училищу-крестьянинъ с-ца Протасова и ученики старшаго отдленiя старухинскаго же училища. Я диктовалъ имъ вопросы о врованiи изъ программы 1), а они на основанiи ихъ разспрашивали своихъ родныхъ и отвчали мн. Отвты на извстные вопросы при случа иллюстрируются подходящими народными разсказами на данную тему. Вотъ этотъ-то матерiалъ, доставленный другими и сличенный съ собраннымъ мною лично матерiаломъ, и послужилъ содержанiемъ настоящей статьи.
При этомъ считаю долгомъ сказать, что вс отвты безъ указанiя на какую-либо деревню нужно относить ко всмъ означенцымъ мною деревнямъ; отвты съ обозначенiемъ и многiе разсказы не надо понимать такъ, какъ бы они исключительно принадлежали одной только деревн. Напротивъ, вс означенныя свднiя обращаются во всхъ упомянутыхъ деревняхъ, и если я указываю на деревню, то потому только, что въ этой деревне я встртилъ боле определенный и ясный отвтъ на поставленный вопросъ. О себ скажу, что, собирая и записывая свднiя, я старался по возможности въ сжатомъ вид передать ихъ со всми чертами наивности и искренней неподдльности.
--------------------------------------------------------------------------------
1) Т. е. изъ брошюры 'Вопросные пункты по обычному праву и врованiямъ', изданной Этнографическимъ Отдломъ. Ред.
Этнограф. Обозр. ХLII.
1 2I. Небо, свтила, физическiя явленiя.
1. Нeбo.
Представленiе нашихъ крестьянъ о неб различно. Одни говорятъ, что небо состоитъ изъ 'ничего, одно слово Божiе'. Нтъ, возражаютъ другiе: небо состоитъ изъ 'воздуха, перемшаннаго cъ дымомъ'. Третьи толкуютъ, что небо состоитъ изъ 'хрустальнаго вещества и выкрашено синею краскою', оттого оно и кажется синимъ. Небо похоже на огромную хрустальную чашу, которая, будучи опрокинута вверхъ дномъ, своими краями опирается на землю. Значитъ небо своими краями сходится съ землей.
На самомъ дл, это такъ и есть. Когда-то русскiе бились съ татарами и одержали надъ ними побду. Татары бжали. Русскiе гнались за ними и догнали до самаго края свта, гд небо съ землей сходится. Страхъ напалъ на русскихъ, что они нашли конецъ свта; имъ ужъ некуда было гнаться за татарами, и они вернулись назадъ. Надо полагать, что и на краю свта есть люди, вдь pyccкie же были, и тамъ (шутливо говорятъ) 'двки и бабы, когда пряжу отпрядутъ, на небо вмсто полки прялки кладутъ'.
Многiе изъ крестьянъ не врятъ, что небо своими краями опирается на землю. Они утверждаютъ, что татары отъ русскихъ ушли въ море, а русскiе были только на краю суши и вернулись.
Небо не опирается на землю, а обхватываетъ ее кругомъ, сверху и снизу, и держится на трехъ столбахъ, а столбы т находятся въ раю, гд жили первые люди. Здсь и начало неба, а конца не находятъ. Да и нтъ его, потому что наша земля плоска, какъ столъ, и кругла, какъ блинъ. А есть ли у круга концы? - ихъ нтъ. Если и считаютъ началомъ неба рай, то вотъ почему: отсюда Господь сталъ творить все видимое и невидимое, отсюда и ходъ на небо. Рай, гд жили первые люди, отъ насъ очень далеко, значить и начало неба также далеко. Считаютъ его за старымъ Iерусалимомъ, по направленiю млечнаго пути - Божьей дороги, въ разстоянiи трехъ сотъ миллiоновъ верстъ. На неб есть все, что и на земл, и тамъ присутствуетъ Самъ Господь. Высота небесная для простого человка неизъяснима. Говорятъ, что первое небо выше облаковъ на столько, на сколько облака поднимаются отъ земли. Небо не одно, а семь небесъ, и на нихъ
2 3живутъ люди разной вры, только на седьмомъ неб находится самъ Богъ со престоломъ и ангелами. Подъ нами есть небо, и подъ землей живутъ люди. Это видли некоторые благочестивые люди, когда имъ небо открывалось. Тогда и видли на неб великое ciянie. Большое открытiе неба было при крещенiи I. Христа.
Иногда небо открывается во время грозы, и тогда на немъ видна