Тамъ у нихъ поднимается крикъ, шумъ, гамъ и продолжается до вторыхъ птуховъ. Посл вторыхъ птуховъ все стихаетъ, и лшiе разбгаются. (Кукуевка).
Видомъ лшiй похожъ на человка, только черный собой, покрытъ шерстью, съ крыльями и хвостомъ. Скидывается онъ поводыремъ, ямщикомъ, собакой, кошкой, козломъ и т. п. Лшихъ видали многiе, а особенно колдуны. Одинъ старухинскiй старикъ хорошо его видлъ около Протасовскаго барскаго лса, когда разъ шелъ туда дрова воровать.
„Онъ (лшiй) халъ на тройк добрыхъ коней за водой, съ большущей бочкой. Сидитъ онъ на бочк и правитъ лошадьми, а самъ на видъ среднихъ лтъ, изъ себя мужчина плотный, весь покрытъ черной блестящей шерстью. Шерсть на немъ вся завита кудрями и голова тоже кудрявенькая, съ небольшими загнутыми виткомъ рожками, не больше мизинца, ноги въ копытахъ. Глядитъ онъ ласково, мягко, какъ добрая черная собака.—'Куда, мужичекъ, идешь? въ лсъ?' спрашиваетъ лшiй.—Да, отвчалъ я ему.—'Видишь моихъ лошадей?' говорить онъ: „въ корню—это приказчикъ Шереметевскiй, а лвый пристяжной—вашъ бурмистръ Евстратъ. Въ барщину они мало работали, такъ вотъ теперь у мня пусть повозятъ воду, поработаютъ'. А я этакъ и говорю:
„Господи Боже!' Вдругъ все и сгинуло. Такъ я и не узналъ правой пристяжной'.
Въ каждомъ лсу живетъ по лшему, а главный надъ ними, лсной царь, живетъ подъ землей, въ аду, гд прикованъ на цпяхь, которыя и грызетъ. Онъ бы ихъ уже давно перегрызъ, если бы он снова не спаивались. Спаиваются кольца цпи, когда поютъ: 'Иже Херувимы'.
Лшiе сбиваютъ путниковъ съ дороги.— Одинъ путникъ заблудился въ лсу. Его нагоняетъ кто-то на тройк и кричитъ: „эй, прiятель, садись!' Путникъ слъ, и кони мчали такъ быстро, что отъ зды онъ задыхался. Съ трудомъ онъ могъ сказать неизвстному, чтобы тотъ полегче гналъ лошадей. А тотъ и говоритъ: „ну, слзай теперь'. Слзъ путникъ и очутился въ Аравiи. Онъ сталъ распрашивать у встрчныхъ, какъ онъ попалъ сюда изъ Россiйской имперiи. Ему кто-то сказалъ: „ступай на то мсто, гд неизвстный тебя ссадилъ'. Послушался путникъ и пошелъ къ тому мсту; глядитъ и видитъ того же самаго мужика, съ какимъ
20 21халъ на тройк. Мужикъ спрашиваетъ: „Куда теб?'—„А ты отколь взялся?' говоритъ путникъ.—„Ну, садись, довезу!' И помчалъ его на лошадяхъ еще быстре прежняго. Сдокъ слова не можетъ выговорить и только кричить- 'у... у... ухъ! Ухъ! раз-бой!' и уцпился за экипажъ. А лшiй привезъ его домой въ избу и скрылся. Жена, удивленная этимъ происшествiемъ, стоить и окликаетъ мужа: „Иванъ, Иванъ, чего ты? что съ тобой?' Иванъ же уцпился за столбъ въ изб и кричитъ: „разбой!' Потомъ, когда онъ опомнился, то жена и стала спрашивать его: „хочетъ ли онъ исполнить свое намренiе сходить въ Новый Iерусалимъ Богу помолиться, что Онъ спасъ ихъ отъ пожара?' И когда онъ разсказалъ ей все, что съ нимъ случилось, то она сказала, „оттого тебя лшiй такъ и мучитъ, что ты забылъ о своемъ обт Богу'.
Надо исполнять обты, данные передъ Богомъ, и лшiй никогда того человка не тронетъ.
Если заблудишься въ лсу и чтобы тебя не сбилъ съ дороги лшiй, не говори ни слова и переобуйся такъ же точно, какъ и въ метель, и тогда тебя лшiй не одурачитъ, не будетъ теб казаться все страшнымъ и неизвстнымъ, живо опамятуешься, въ какомъ ты мст находишься. Когда бабы сбиваются съ дороги въ лсу, особенно въ грозу, то он должны скинуть съ себя рубашку, вывернуть ее наизнанку и опять надть, тогда он найдутъ дорогу. (Протасово, отъ старухи). Если заблудился въ лсу съ подводой, то распряги лошадь и опять запряги, только такъ, чтобы кольцо дуги приходилось не впередъ, какъ обыкновенно запрягаютъ, а назадъ. Если же халъ на двухъ подводахъ и заблудился, то запрягай лошадей посл распряжки такъ: съ задней подводы бери дугу на переднюю, а съ передней на заднюю подводу, и об дуги запрягай кольцами назадъ. (Протасово). При этомъ читай про себя, мысленно, молитвы: „Да воскреснетъ Богъ.., Отче нашъ'... съ приговоромъ словъ: „избавь моя молитва от того, на кого я думаю: на шута, пусть шутъ погибнетъ, на всхъ враговъ, пусть вс враги погибнуть. Какъ подкова разгибается пусть такъ вс враги, вс шуты разорвутся'. (Чапкино).
Лшiе затмъ сбиваютъ людей съ дороги и уводятъ далеко въ лса, чтобы тамъ убить ихъ или до-смерти защекотать. Щекоча человка, они начинаютъ его грызть за бока и загрызаютъ совсмъ. Другiе увряютъ, что они дятъ людей, и потому рабо-
21 22 та между ними распредляется за добыванiемъ человческаго мяса. Одни лшiе занимаются откармливанiемъ пойманныхъ людей; они ихъ кормятъ