такъ вокругъ строенiя и ничего изъ него не берутъ, а если начнутъ выбиратъ, то должно, по крайней мр, оставить столъ въ изб на своемъ мст. Тогда огонь можетъ и самъ собою потухнуть. При этомъ не нужно кричать и производить какой-либо шумъ. Если есть пасхальное яйцо, то надо перекинуть его черезъ зданiе, еще не успвшее загорться отъ сосдняго горящаго зданiя, и оно не сгоритъ, хотя бы стояло и въ двухъ саженяхъ. Самъ I. Христосъ сойдетъ на это зданiе и своею рукою заслонитъ его отъ огня. Горящее же зданiе обходятъ три раза съ пасхальнымъ яйцомъ или иконой Неопалимой
13 14Купины и бросаютъ яйцо черезъ крышу зданiя. Пожаръ отъ этого тоже можетъ потухнуть.
Во время грозы не слдуетъ ругаться. На ругательство злой духъ смущаетъ человка, и за это отъ Бога тому, кто ругается, бываетъ превеликая казнь. Въ грозу надо помнить Бога и молиться. Про убитаго человка грозой говорятъ, что его самъ Господь воззвалъ къ себ, и хоронятъ его съ большимъ почетомъ. Убитаго грозой не обмываютъ и не переодваютъ, а кладутъ въ гробъ во всемъ томъ, въ чемъ онъ былъ во время своей смерти. „Въ чемъ Богъ позвалъ его нечаянно', говорятъ, „въ томъ и пусть идетъ къ Нему'. За душами убитыхъ грозой самъ Господь сходитъ съ неба, беретъ ихъ за руки и ведетъ въ царство небесное. (Чапкино и др.). Чтобы молнiя не убила человка и не зажгла строенiя, оберегаются слдующимъ средствомъ: берутъ свчу съ Вербной заутрени и несутъ домой, а дома потомъ выжигаютъ ею кресты на косякахъ дверей и оконъ, матицахъ и связяхъ строенiй и этимъ застраховывают себя на цлое лто. Пасхальное яйцо тоже охраняетъ отъ несчастiя во время грозы, и его также хранятъ до будущей пасхи. Многiе во время грозы зажигаютъ въ изб передъ иконами свчи, сбереженныя отъ великаго стоянiя, что бываетъ поутру въ страстную пятницу, и закрещиваютъ вс окна и двери рукою, приговаривая: „Святъ, Святъ! съ нами сила крестная!'—Нкоторые выставляютъ въ окна гнилушки и этимъ обманываютъ чертей, чтобы они не вошли въ избу во время грозы. Гнилушки ночью и вообще во всякомъ темномъ мст свтятся. Въ окн въ грозу он тоже могутъ будто-бы свтиться, и черти, видя такой свтъ въ окнахъ избы, какъ и отъ молнiи, не станутъ въ изб прятаться. (Протасово).
Такъ какъ во время грозы Илiя поражаетъ нечистую силу, и она не силахъ съ нимъ бороться, то начинаетъ утекать и прятаться отъ него. Прячутся черти и за людей, и за скотину, и за деревья. Въ это время слышится крикъ и хохотъ адскихъ духовъ.
— Разъ шутъ (чертъ) спорилъ съ Господомъ, что Онъ его не поразитъ, что онъ легко спрячется за кого-либо, а Ему будетъ жалко убивать свое творенiе. Шутъ сказалъ: „я спрячусь за человка'. А Господь отвчаеть: 'Я человка расшибу'.—„А если а спрячусь за скотину, что тогда Ты будешь длать?' Господь сказалъ: 'Я скотину убью'.—'А если я спрячусь подъ камень?'
14 15Господь говоритъ: „Я камень расшибу'.—'А если я спрячусь за угодника?' Господь говоритъ: 'Я угодника убью'—„А если я спрячусь подъ землю на тысячу верстъ?' Господь сказалъ: „ты, шутъ, нигд отъ Меня не скроешься. Я и тамъ найду тебя. Если ты спрячешься за человка, то этого человка Я убью, и онъ будетъ у Меня въ царствiи небесномъ'. (Чапкино).
Черти прячутся за человка, если онъ ругается во время грозы. Не надо въ грозу, когда крестишься, снимать шапки: черти легко могутъ спрятаться въ нее. За деревьями они прячутся такъ: извстно, что русалки любятъ висть и качаться на втвяхъ деревьевъ. Шуты-черти, желая скрыться отъ грома и молнiи, цлыми стаями сбгаются къ дереву, гд русалки съ вдьмами качаются, и кричатъ: „прячьте насъ скоре, а то мы разорвемъ васъ'. Начнутъ русалки и вдьмы съ угрозы кутаться зъ шелкъ, а черти залзутъ въ ихъ души. Тогда то ударяетъ сильнйшiй громъ, и молнiя расшибаетъ дерево въ куски. (Старухино).
По первому удару грома судят о будущем урожа. Если удары его ровны и раскатисты, то урожай будетъ хорошъ. Въ противномъ случа, если гремит отрывисто, безъ ровныхъ каскатовъ, то урожай не будетъ веселить православныхъ. Вода посл перваго грома цлительна. Какъ только проходить гроза, бабы и двки со всхъ сторонъ бгутъ къ ручью или колодцу и тамъ умываются. Хозяйки идутъ къ вод съ подойниками, и въ нихъ положено по два яйца,—наливаютъ подойники водой и несутъ домой, гд сами умываются, коровамъ вымя обмываютъ и всю скотину кропятъ. Отъ этой воды, если человкъ сохнетъ или одержимъ другой какой болзнiю, выздоравливаетъ, а къ скотин никакая хворость не пристанетъ, не будетъ колть. Дойныя коровы даже отъ этой воды, если вымыть