изменить свое отношение к ним'.
-- выработка системы защитных реакций,
направленных на подавление негативного
эмоционального состояния, порождаемого
психотравмирующим фактором. Используя
определенные методики человек может научиться
самостоятельно снимать эмоциональные
напряжения.
-- выработка (воспитание) определенного
поведения, направленного на подкрепление
антистрессового механизма.
-- использование направленной медитации для
повышения психической адаптации.
-- предотвращение перехода адаптивных реакций в
патологические (ложноадаптивные). При переходе
адаптивных реакций в патологические происходит
активная выработка механизмов психологический
защиты. Но при этом появляются новые черты
характера и формы поведения, которые являются
контрастными по отношению к прежним личностным
чертам или нежелательными для нормального
развития. Происходит нарушение наиболее тонких и
высокоспециализированных функций: отдельных
элементов самосознания (самоконтроль,
самооценка) и социального сознания (нравственная
убежденность, высшие эмоции и др.) Примером
патологии характера, которая проявляется под
воздействием психотравмирующей ситуации, может
служить полный отказ от собственных убеждений,
слепое подчинение мнению авторитетных лиц,
необоснованная жестокость, подмена трезвого
восприятия действительности субъективным
мироощущением, смещенным в сторону фантазий,
волевое подавление воспринимаемой информации,
которая определяется как травмирующая.
Надо отметить, что для развития эмоционально-стрессовых
состояний определяющим является не сила
стрессового фактора, не реальные ситуации
окружающей среды, а психологическая оценка
сигнала, в которой большое значение имеет
возможность управления ситуацией. Даже боль
может восприниматься как положительное
эмоциональное состояние, даже сильное нервное
напряжение не приводят к развитию стресса, если
завершаются ожидаемым результатом.
Если же нет возможности управления ситуацией и
отсутствуют способы ее избегания или
преодоления, она воспринимается оценочными
системами головного мозга как негативная и
сопровождается сильным эмоциональным
возбуждением, в результате чего организм
переходит на 'аварийный' уровень
физиологической адаптации.
Однако не всякое негативное воздействие, даже
при длительном повторении, вызывает
психопатологическое состояние. Стресс возникает
только в том случае, когда психологические и
физиологические адаптивные способности
организма перенапряжены до предела.
Обычно эмоциональное возбуждение способствует
активному поиску выхода из сложной ситуации,
подбору оптимальных вариантов поведения,
принятию решения о конкретном способе действия,
ведущего к достижению цели.
Отрицательное эмоциональное состояние отражает
незавершенность действия и способствует
мозговой активности, направленной на поиск и
подбор иных вариантов формирования адекватной
деятельности. Интуитивно анализируя сложившуюся
энергетическую ситуацию, вы либо формируете
соответственно этой ситуации свои убеждения,
взгляд на проблему, и тем самым приводите свое
внутреннее состояние к состоянию комфорта, либо
идете к активным действиям, чтобы изменить
ситуацию к такому завершению, которое
соответствует вашему представлению гармонии.
(Использованы материалы книги 'Психофармакотерапия
невротических расстройств', А. В. Вальдман, Ю. А.
Александровский 'Медицина', Москва, 1987)
Проблема психической адаптации имеет прямое
отношение к предмету нашего разговора, и я
вынуждена остановиться на ней, поскольку занятия,
о которых пойдет речь, потребуют от вас
максимальной мобилизации духовных и физических
сил. Это балансировка на границе возможностей
организма. И, наверное, вы не обойдетесь без
психологических кризисов.
Конечно, в этом нет ничего хорошего. Пусть вас
немного утешает то, что не вы первый и не вы
последний стали изучать законы мироздания на
собственной шкуре. До вас было немало людей,
которые не понимая истинной природы сил,
управляющих миром и обществом, в то же время
ощущали влияние этих неведомых сил и кто-то из
них пытался найти практические рецепты
поведения в такого рода ситуациях.
В отличие от теории биоэнергетических контактов,
тема психической адаптации человека в условиях
воздействия стрессового фактора давно и
всесторонне изучена. Однако легко читать
теоретические выкладки, но как же трудно самому
пройти по этому пути. Вся теория