перевод А. Корсуна

Руны

которой он пробивается сквозь землю, и руна символизирует эту силу, против которой не устоит ничто. Эта несокрушимая сила роста является фундаментальным свойством материи. Древнеанглийская руническая поэма говорит нам, что: «Сухопутным жителям вода внушает тревогу, когда они отправляются в море на качающемся судне и конь морей не повинуется узде». Это представляет опасную сторону потока, могущество моря. Как вода, Lagu является посредником, благодаря которому происходит продвижение, но не без риска. Однако, как и все на свете, Lagu имеет два аспекта. Хотя человеческая жизнь не может существовать без воды, человек может жить в воде лишь очень и очень недолго. Это равновесие, закон единства противоположностей, проявляется таким же образом, как и циклический процесс роста. О нем свидетельствуют ростовые кольца морских раковин и деревьев, а в сфере Lagu он проявляется как прилив и отлив.

22-й руной, символизирующей бога Инга, является Ing, или Ingwaz. Она читается как «N». В северной традиции бог Инг является супругом богини плодородия и взращивания Нертус. Инг представляет собой бога мужской плодовитости, который охраняет домашний очаг, inglenook, так что эта руна долго использовалась для защиты домашнего хозяйства. На более общем уровне Ing является символом света. Это — огонь маяка, который передает сигнал далеко вокруг. Ингви — прозвище скандинавского бога плодородия Фрейра, явно тождественного богу Ингу. В языческие времена в определенные святые дни изображение Ингви провозили на освященной повозке вокруг ограды его священной обители. Это записано в древнеанглийской рунической поэме: «Сначала жители восточной Дании увидели Инга, удаляющегося по морю на своей колеснице. Так хердинги называли этого богатыря». На общем уровне руна Ing представляет потенциальную энергию. Форма руны указывает на способность к безграничному расширению. Как аспект фаллического бога Фрейра, она обозначает мужскую оргастическую силу и ее последствия. Это — энергия, которая должна создаваться постепенно в течение периода накопления, прежде чем она будет выделена в едином взрыве огромной силы.

23-я руна называется Odal, Odil Etbil или Ethel с фонетическим значением «О». В буквальном смысле, Odal означает землю предков, в более специфичном — собственность семьи — усадьбу. В фризском языке эта руна называется «Ееуеn-eerde»: «своя земля», «свой край». Древнеанглийская руническая поэма называет ее «домом» и говорит нам: «Все человеческие существа любят домашний приют, если они могут благоденствовать там в мире и радоваться частым урожаям». Odal воплощает свойства принадлежности, объединенности, родового наследия и не поддающиеся определению, но тем не менее реально существующие фамильные качества, которые передаются из поколения в поколение. На менее личностном уровне эта руна обозначает врожденные свойства чего-либо, его материальное и духовное наследие. Она является символом сопротивления против вмешательства произвольного правления государственных властей; она обозначает целостность, разумное и бережливое пользование ресурсами и свободу индивидуума и клана в пределах естественного закона.

24-й и заключительной руной старшего футарка является Dag, или Dagaz. Ее фонетический эквивалент «D». Dag, буквально, означает «день». «День — посланец Бога, свет приносит утешение и счастье равно как богатым, так и бедным». Dag является руной яркого света дня, особенно в его зените. Таким образом, это — руна полдня и середины лета. Dag — всецело благотворная руна света, здоровья и благоденствия. В своей духовной сфере она представляет космическое сознание, божественный свет как источник силы и радости. Как руна полдня и середины лета, высших точек дня и года, Dag отмечает конец одного цикла и начало следующего. Своей формой руна Dag символизирует равновесие между противоположностями, особенно такими, как свет и темнота. Dag имеет гаэльского двойника в виде «Doir» — дубового дерева и огамической буквы «Duir». В огамическом календаре деревьев, как в рунических циклах года, она обозначает середину лета. Это — «дверь», которая находится в точке встречи полугодия прибавляющегося света с полугодием убавляющегося. Этот аспект «двери» делает Dag руническим двойником древнееврейской буквы Daleth.

Первой руной четвертого атта является Ас. Ее фонетический эквивалент — краткое «А». Иногда этот атт называют «аттом богов», посвященным группе скандинавских богов, именуемых асами. Возникнув в Англии, эта группа рун ассоциируется с рядом деревьев, в чем можно усматривать признак кельтского влияния.