Галанов Н.В.

Первоевангелие (Часть 1)

доброй, престарелый и насыщенный жизнью, и приложился к народу своему. (Быт. 25, 7)

Исаак

По смерти Авраама Бог благословил Исаака, сына его. (Быт. 25, 11)

Исаак женился в 40 лет на девушке, которую предназначил для него Господь.

И молился Исаак Господу о Ревекке, жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

(Быт., 25, 21)

Как же так случилось, что женщина, которую Господь выбрал для Исаака, оказалась бесплодной? Совершенно ясно, что в этом выборе проявился замысел Господа, ибо как Господь сотворил Исаака, так и по молитве его сотворил Исава и Иакова. Из того, что они рождены по воле Господа, можно сделать вывод о великом значении их рождения в истории человечества.

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: «Если так будет, то для чего мне это?» И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: «Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. (Быт. 25, 22-26)

Значение рождения Исава и Иакова состоит в том, что они, во-первых, послужили родоначальниками больших народов, а, во-вторых, как Исаак в своем жертвоприношении явился прообразом Иисуса Христа, принесшего Искупление и Очищение людей от грехов, так рождение и жизнь Иакова несут в себе тайну судьбы не только для израильского народа, но и для всего человечества. В судьбах Исава и Иакова показан духовный и исторический раскол потомков Авраама на языческий и богоизбранный народ. Так как этот раскол произошел после Исаака, то и на пути Возвращения этот раскол будет преодолен только Иисусом Христом, прообразом которого является Исаак. Иисус Христос, по воле Господа, откроет языческим народам, в том числе и потомкам Исава, путь к Богу. В жизни Иакова, также как и в жизни Авраама, преломились образы исторических и духовных деятелей, разнесенных временем на тысячи лет. И сейчас, в наше время, во исполнение Промысла Божия, встают патриархи древности, указывая духовный путь человечеству и определяя исторические судьбы людей.

Дети выросли, и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. ( Быт. 25, 27-28)

Как Измаил, брат Исаака, научился хорошо стрелять из лука, стал охотником и жил в пустыне, так и Исав стал искусным охотником и проводил время в полях. Люди такого склада часто сталкиваются с опасностью, они смелы, любят свободу и привыкают больше полагаться на зоркость глаза и верность руки, чем на молитву. Исав это человек, в котором животная основа проявилась наиболее полно. Иаков же, как его дед и отец, был тихим и миролюбивым человеком.

Вспомним, что Исав был первородным сыном, которому доставалась не только большая часть имущества как продолжателю рода, но и главный духовный дар - отцовское благословение. Но матери их, Ревекке, Господь уже сообщил, что дикий Исав будет в подчинении у Иакова, и оставалось только верить и ждать исполнения того, что предначертанно Богом. Однажды

И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: «Дай мне поесть красного, красного этого, ибо я устал». От сего дано ему прозвание: Едом. Но Иаков сказал Исаву: «Продай мне теперь же свое первородство». Исав сказал: «Вот, я умираю, что мне в этом первородстве?» Иаков сказал ему: «Поклянись мне теперь же». Он поклялся ему, и продал Исав первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородством. (Быт. 25, 29-34)

Мы видим, что у Исава право первородства это просто доля богатства отца, а у Иакова право первородства не столько связано с богатством отца, сколько с благосклонностью Господа и продолжением рода. Он знал историю своего деда и жизнь своего отца и, естественно, связывал свою будущую жизнь с помощью Бога, Бога его деда и отца. Поэтому отказ Исава от своего права первородства давал ему моральное право стать продолжателем рода, тем более, что Исав равнодушно относился к родовым преданиям и ценностям, а расположение Господа было главной ценностью первородства.

Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; и пошел Исаак