Галанов Н.В.

Христианство

сбежал на корабле, а когда его выбросили в море, то был проглочен китом, где находился три дня и три ночи. Тогда обратился он к Господу:

Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи боже мой, изведешь душу мою из ада. (Ио., 2, 4-8)

Разве молитва Ионы не есть молитва-вопль всего допотопного человечества? Эта ссылка на Иону является еще одним подтверждением, что Иисус осознавал связь своей миссии с искуплением грехов допотопного человечества, а свое Воскресение – как знамение этого искупления.

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все.

Закваска, в данном случае, есть духовная истина, которая будет даваться Господом человечеству на трех этапах его развития. Еще Господь, посылая Моисея в Египет, назвал Себя Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова, что соответствовало трем отдельным заветам: с Авраамом, Исааком и Иаковом. Эта духовная истина, содержащаяся в Учении, будет последовательно раскрываться на каждом этапе, подготавливая человечество к духовному совершеннолетию. Эти три этапа соответствуют переходу человечества на более высокие духовные уровни, характеризующиеся большей духовной близостью к Богу. Как при Изгнании своем человечество падало со ступеньки на ступеньку, так и при Возвращении подниматься оно должно со ступени на ступень.

Тогда приходят к Иисусу Иерусалимские книжники и фарисеи и говорят: зачем ученики Твои преступают предание старцев? ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб. Он же сказал им в ответ: зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Ибо Бог заповедал: почитай отца и мать; и: злословящий отца или мать смертью да умрет. А вы говорите: если кто скажет отцу или матери: дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался, тот может и не почтить отца своего или мать свою; таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим.

Вопрос о приоритете Писания и Предания имел и имеет для Иудаизма и Христианства огромную важность. С самого момента сотворения человека началась борьба между различными силами, которая проявлялась как в духовном плане, так и на исторической арене развития человечества. Совершенно ясно, что в первую очередь стало подвергаться постоянным атакам и искажениям Предание, поскольку оно передавалось устным путем. Но и Писание не избежало этих атак: оно терялось, возобновлялось, искажалось при переписывании и так далее. Что же служит нам основанием считать, что Писание в основе сохранило Божественную истину? Этим основанием являются откровения, данные пророкам и, в первую очередь, Иисусу Христу. Предание же подверглось гораздо большим искажениям, поэтому, несомненно, необходимо отдавать приоритет Писанию перед Преданием.

И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! Помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот же час.

Женщина, язычница, обращается к Иисусу с мольбой спасти дочь, на что он отвечает ей, что «послан только к погибшим овцам дома Израилева». Этот ответ свидетельствует, во-первых, что каждое исцеление отнимало силы, которые он нес своему народу, а, во-вторых, что Иисус не представляет, что судьба его учения будет зависеть от язычников. Почему же он называет израильтян «погибшими»? Потому, что постижение Закона, служившее духовному развитию народа Израиля, перешло в свою противоположность: требование исполнения огромного числа правил и запретов, большинство из которых было придумано людьми и убивало саму душу отношений человека с Богом.

С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в