Христианское тайноведение называет их 'Господствами' (Kyriotetes), тогда как 'Духов Воли' оно называет 'Престолами' (Thronoi).
Они подвигают во время второго кругооборота Сатурна несколько вперед свое собственное развитие и воздействуют при этом на человеческое тело так, что прививают ему 'полное мудрости устройство', разумное строение. Точнее, эта их работа над человеком начинается уже вскоре после середины первого кругооборота и заканчивается приблизительно около середины второго.
Третий род существ самосознающим (сверхпсихическим) предметным сознанием называется 'Духами Движения' или же 'Деятельности'. В христианском тайноведении их называют 'Силами' (Dynameis). (В теософской литературе для них можно найти выражение 'Mahat'). С ходом собственного своего развития они связывают со второй половины второго кругооборота Сатурна дальнейшую выработку вещественного тела человека, которому они прививают способность движения, исполненной силы деятельности. Эта работа приходит к своему концу около середины третьего кругооборота Сатурна.
С этого момента вступает работа четвертого рода существ, называемых также 'Духами формы'. Они обладают самосознающим образным (психическим) сознанием. Христианское тайноучение дает им имя 'Властей' (Exusiat). Благодаря их работе вещественное тело человека, бывшее до тех пор своего рода подвижным облаком, получает ограниченную (пластическую) форму. Эта деятельность 'Духов Формы' завершается около середины четвертого кругооборота Сатурна.
Затем следует деятельность 'Духов Тьмы', называемых также 'Духами Личности' или 'Самости' (эгоизма). Им присуще на этой ступени сознание, сходное с современным человеческим земным сознанием. Они обитают в принявшем уже форму вещественном теле человека, как 'души', сходно с тем, как теперь человеческая душа обитает в своем теле. Они насаждают телу род органов чувств, являющихся зачатком тех органов чувств, которые разовьются позднее во время земного развития в человеческом теле.
Но нужно только уяснить себе, что эти 'зачатки чувств' еще существенно отличаются от теперешних органов чувств человека. Посредством таких 'зачатков чувств' земной человек не мог бы ничего воспринимать. Потому что образы, доставляемые ему органами чувств, должны еще сначала пройти для него через более тонкое эфирное тело, которое образуется на Солнце, и через астральное тело, которое обязано своим существованием развитию на Луне. (Все это разъяснится в последующих главах). Но 'Духи Личности' могут в своих собственных душах так прорабатывать образы, доставляемые 'зачатками чувств', что последние могут сих помощью воспринимать внешние предметы, как это делает человек во время своего земного развития. Работая над человеческим телом, 'духи Личности' проходят в то же время свою собственную 'ступень человечности'. Так что с середины четвертого и до середины пятого кругооборота Сатурна они являются людьми. Таким образом, эти духи насаждают человеческому телу самость, эгоизм. Так как они только еще сами достигли на Сатурне своей человеческой ступени, то они еще долго остаются связанными с развитием человека. Поэтому и в следующих кругооборотах им предстоит еще совершить важную работу над человеком. И эта работа действует все время в духе прививки самости. Их воздействиям нужно приписать как вырождение самости в себялюбие, так с другой стороны они же являются виновниками и всякой самостоятельности человека. Без них человек никогда бы не стал законченным в себе существом, 'личностью'. Христианское тайноучение употребляет для них выражение 'Начала' (Archai), а в теософской литературе их называют Азурами.
Работа этих духов в середине пятого кругооборота Сатурна сменяется работою 'Сынов Огня', которые на этой ступени обладают еще смутным образным сознанием, подобным лунному сознанию человека. Они достигают своей ступени человечности лишь на следующей планете, на Солнце. Поэтому здесь их работа еще до некоторой степени бессознательна, совершается ими как бы во сне. Однако благодаря ей оживает деятельность 'зачатков чувств' предыдущего кругооборота. Созданные 'Духом Огня' световые образы просвечивают через эти зачатки чувств наружу. Таким образом, предок человека возвышается до своего рода светящегося существа. Меж тем, как жизнь на Сатурне была дотоле совершенно темной, человек начинает теперь светиться в этой всеобщей тьме.
Еще 'Духи Личности' были пробуждены к своему человеческому бытию в этой всеобщей тьме.
Но само человеческое существо не может еще пользоваться на Сатурне своею силою свечения. Сила света