которые в настоящее время собраны в отделенной Луне, а тогда были еще внутри Земли, дальнейшее развитие было бы невозможным. С этими силами могло бы возникнуть не современное человечеством только особый род существ, у которых развитие в третьем великом кругообороте, во время лунного бытия, аффекты, гнев, ненависть и т.д. усилились бы до безмерно животного состояния.
В течение известного промежутка времени это так было. Непосредственным действием отщепления Солнца было происхождение третьего главного состояния человеческих предков, которое в теософской литературе обозначается как состояние третьей главной расы -- лемурийской. Опять-таки выражение 'раса' для обозначения этого состояния развития не особенно удачно. Потому что с тем, что теперь обозначают как 'расу', тогдашних предков человека можно сравнивать лишь в переносном смысле. Надо себе окончательно уяснить, что формы развития как в далеком прошлом, так и в будущем, столь всецело отличны от современных, что наши теперешние обозначения могут иметь лишь вспомогательное значение и для тех отдаленных эпох теряют собственно всякий смысл.
В сущности, о 'расах' можно начать говорить, лишь когда в указанном третьем главном состоянии -- лемурийском -- развитие достигает приблизительно своей второй трети. Только тогда образуется то, что теперь называют 'расами'. Оно удерживает тогда этот 'расовый характер' на все времена атлантического развития -- четвертого главного состояния -- и дальше вплоть до нашего времени или пятого главного состояния. Однако уже в конце нашего пятого периода слово 'раса' потеряет опять всякий смысл. Человечество в будущем будет расчленено на такие части, которые больше нельзя уже будет назвать 'расами'. Ходовая теософская литература произвела в этом отношении много путаницы. В особенности это произошло благодаря одной книге, -- которая с другой стороны обладает большою заслугою: она впервые в новейшее время сделала популярным теософское мировоззрение, благодаря книге Синнетта 'Эзотерический Буддизм'. В ней новое развитие изображено так, словно 'расы' вечно одинаковым образом повторяются через мировые кругооборота. Но это совершенно не так. И то, что заслуживает название 'расы', также возникает и исчезает. И выражение 'раса' следовало бы применять только к определенному промежутку развития человечества. До и после этого промежутка лежат формы развитая, представляющие собою нечто совсем иное, чем 'расы'. Потому только, что истинное дешифрирование 'Хроники Акаши' вполне уполномочивает а подобное замечание, было оно здесь сделано. Дешифрирующий сознает себя при этом в полном согласии с истинным оккультным, духовным исследованием. Иначе ему никогда не могло бы прийти на мысль сделать подобное возражение против заслуженных книг теософской литературы. Он может сделать еще одно -- собственно, совсем излишнее -- замечание, что инспирации упомянутого в 'Экзотерическом Буддизме' великого учителя не стоят в противоречии с изложенным здесь, но что недоразумение возникло только благодаря тому, что автор названной книги передал по-своему на употребительном теперь человеческом языке трудно поддающуюся выражению мудрость этих инспираций.
Третье главное состояние развития человечества и является именно тем, в котором впервые возникли 'расы'. И это событие было вызвано отделением Луны от Земли. Это отделение сопровождалось возникновением двух полов. На эту ступень развития человечества много раз указывалось в изложении 'Хроники Акации'. Когда соединенная еще с Луною Земля выделилась из Солнца, в человечестве еще не было мужского и женского пола. Каждое человеческое существо соединяло в своем еще совсем тонком теле оба пола. Нужно только запомнить, что эти двуполые человеческие предки стояли по отношению к теперешнему человеку на низкой ступени развития. Низшие влечения действовали с безмерной энергией, и духовного развития не существовало еще и следа. Что это последнее началось и что благодаря этому низшие влечения были заключены в известные границы, это связано с тем, что в то самое время, когда разделились Земля и Луна, первая вступила в область воздействия других мировых тел. Об этом полном чрезвычайного значения взаимодействии Земли с другими мировыми телами, об ее встрече с чуждыми планетами в этот период, который теософская литература называет лемурийским, и предстоит теперь рассказать. Тот же ход развития должен быть изложен еще раз с другой точки зрения. Это делается на совершенно определенном основании. А именно, никогда нельзя превысить меру в деле рассмотрения истин, касающихся