разъяснять народу Священное Писание, изгонять из тела человека злого духа
и возвращать ему человеческий образ.
5. Он провел шесть лет в Джаггернате, Раджагрихе, Бенаресе и других священных
городах; все его любили, так как Исса жил в мире с вайсиями и судрами,
которых он обучал Священному Писанию.
6. Но брамины и кшатрии стали говорить ему, что великий Пара-Брама запретил
им приближаться к сотворенным из его чрева и ног,
7. что вайсиям позволено только слушать чтение Вед, и то лишь в праздничные
дни,
8. а судрам запрещалось не только присутствовать при чтении Вед, но даже
смотреть на них; они обязаны только вечно служить рабами браминов, кшатри-
ев и даже вайсиев.
9. 'Только смерть может избавить их от рабства,- сказал Пара-Брама. - Оставь
же их и иди поклоняться с нами богам, которые прогневаются на тебя за
неповиновение им'.
10. Но Исса не слушал их речей и ходил к судрам проповедовать против браминов
и кшатриев.
11. Он сильно восставал против того, что человек присваивает себе право лишать
своих ближних человеческого достоинства; и в самом деле, он говорил:
'Бог-Отец не делает никакого различия между своими детьми, которые все
одинаково Ему дороги'.
12. Исса отвергал божественное происхождение Вед и Пуран, ибо он учил следо-
вавших за ним, что закон был дан человеку,чтобы руководить его действиями.
13. 'Бойся своего Бога, преклоняй колена только пред Ним одним и приноси
только Ему одному жертвы, которые ты получил от своих прибытков'.
14. Исса отрицал Тримурти и воплощение Пара-Брамы в Вишну,Сиву и других богов;
ибо говорил он:
15. 'Вечный Судия, Вечный Дух создал душу единственной и неделимой в мире; она
одна, сотворенная, содержит и живит все'.
16. 'Существует же только Он единый, который хочет и творит; Он существует от
вечности, бытию Его нет конца, Ему нет ничего подобного ни в небесах, ни
на земле'.
17. 'Великий Творец не разделил Своей власти с кем-либо, тем менее с бездушной
вещью, так, как вас этому учили, ибо владеет одно Его всемогущество'.
18. 'Он восхотел, и мир явился; одной божественной мыслью Он собрал воды и от
них отделил сушу земного шара. Он - причина таинственной жизни человека,
в которого он вдунул частицу Своего бытия'.
19. 'Он же подчинил человеку земли, воды и все то, что создал, сохраняет в
неизменном порядке, назначив каждой вещи ее точное существование'.
20. 'Гнев Бога на человека скоро разорвет оковы, ибо он забыл своего Творца,
наполнив храмы мерзостью, и толпа поклоняется тварям, которых Бог ей
подчинил'.
21. 'Ибо, чтобы угодить камням и металлам, он (человек. - Н. Н.) приносит в
жертву людей, в которых обитает частица духа Всевышнего'.
22. 'Он унижает работающих в поте лица, чтобы приобрести милость тунеядца,
сидящего за роскошно убранным столом'.
23. 'Лишающие своих братьев божественного блаженства будут лишены его сами, и
брамины и кшатрии станут судрами судр, с которыми Превечный будет нахо-
диться всегда'.
24. 'Ибо в день последнего суда судры и вайсии будут прощены за их неведение;
напротив, Бог строго накажет Своим гневом тех, которые присвоили себе над
ними права'.
25. Вайсии и судры были поражены глубоким удивлением и спросили Иссу о том,
как им нужно молиться, чтобы не погубить своего блаженства.
26. 'Не поклоняйтесь идолам, ибо они вам не внемлют; не следуйте Ведам, в
которых истина искажена; не считайте себя всегда первыми и не унижайте
своего ближнего'.
27. 'Помогайте бедным, поддерживайте слабых, не делайте зла кому бы то ни
было, не желайте того, чего вы не имеете и что видите у других'.
VI
1. Белые жрецы и воины, узнавши речи, которые Исса обращал к судрам, решили
его убить, для чего послали своих слуг отыскать молодого пророка.
2. Но Исса, предупрежденный об опасности судрами, ночью покинул окрестности
Джаггерната, добрался до горы и поселился в стране Гаутамидов, где
родился великий Будда Сакиа-Муни, среди народа, поклоняющегося единому и
величественному Браме.
3. Изучив там в совершенстве язык Пали, праведный Исса предался изучению
священных свитков Сутр.
4. После шести лет Исса, которого Будда избрал распространять свое святое
слово, умел объяснять в совершенстве священные свитки.
5. Тогда он, оставив Непал и Гималайские горы, спустился в долину Раджпутана
и направился к западу, проповедуя различным народам о высшем совершенстве