извлечь из этого выгоду для
себя, а если выгоды для себя не видим, то не в состоянии сделать ни
малейшего духовного или физического движения ради другого.
Действительно, не в силах человек изменить свою природу, суть которой -
абсолютный эгоизм, а тем более преобразовать ее в нечто совершенно
противоположное - то есть творить добро, не получая взамен почета, покоя,
славы, здоровья, денег. И вот поэтому дана нам Тора с ее законами, и нет
другого средства, с помощью которого было бы возможно изменить нашу
природу.
Тело и его органы - одно целое и постоянно обмениваются чувствами и
информацией между собой. Например, если тело чувствует, что какая-то часть
может улучшить общее состояние тела, эта часть тут же чувствует и
выполняет это желание. И в случае, если какая-то часть тела страдает,
немедленно знает об этом все тело и пытается исправить положение.
Из этого примера возможно понять положение человека, вернее его души,
достигшей соединения с Творцом. До облачения в тело душа составляла как бы
одно целое с Создателем. Но облачившись в тело, совершенно отделилась от
Творца вследствие различия характеров Создателя и тела.
То есть, придав душе чувство эгоизма, достиг этим Создатель сотворения
чего-то, кроме себя, поскольку именно разность желаний разделяет объекты
духовного мира. И потому объект (душа) и эгоизм (тело) становятся
отдельной, отдаленной от Творца частью - человеком (как орган, оторванный
от тела). И далеки друг от друга настолько, что совершенно не чувствует
человек своего Творца - до такой степени, что может лишь верить в него.
И потому человек, стремясь к совпадению духовных свойств, достигает
духовного соединения с Творцом (то есть путем выполнения законов Торы,
превратив свой эгоизм, отделяющий его от Творца, в альтруизм - желание
творить добро) и постигает Его мысли и желания. И достигает знания тайн
Торы, так как мысли Создателя - это тайны Торы.
Вся Тора делится на две части - открытую и тайную, и обе - мысли Творца. И
подобна она спасательной веревке, брошенной тонущему среди эгоизма и
материи человеку. Ближайшая к нам часть этой веревки подобна открытой
части Торы, потому как говорит она лишь о фактическом духовном выполнении
законов.
Выполняя заповеди в их духовном смысле, человек как бы подготавливает себя
ко второй, главной стадии - выполнять заповеди, желание Творца совершенно
без какой-либо эгоистической выгоды.
В таком случае возникает духовное слияние выполняющего с Обязующим. И
выполняющий, по мере выполнения, проходит 5 уровней, называемых нэфэш,
руах, нэшама, хая, ехида, каждый из которых состоит в свою очередь из 5, в
каждом из которых также 5, то есть всего 125 ступеней лестницы духовного
возвышения, сближения с Творцом.
Пять основных ступеней этой лестницы именуются мирами, их подступени
именуются парцуфим, их подступени именуются сфирот. Все, находящиеся в
одном мире, чувствуют лишь тех, кто находится с ними в том же мире и не
могут даже представить и почувствовать что-либо из другого мира.
И потому тот, кто достигает определенной из 125 ступеней, постигает все
находящееся там же из прошлых, настоящих и будущих поколений и находится
вместе с ними. Мы в нашем мире, не в состоянии представить или
почувствовать что-либо, существующее на другой ступени, ощутить другие
миры, их населяющие.
Каббалисты на пути приближения к Творцу, достигнув определенного уровня,
мира, могут описывать его в намеках, понятных лишь тем, кто также достиг
того же уровня. Тем же, кто не постиг описываемого уровня, не поможет
чтение этих намеков или, что еще опасней, введет в заблуждение и уведет в
сторону от возможного в последствии правильного понимания.
Как сказано выше, весь путь от нашего мира к Творцу делится на 125
ступеней - уровней, но невозможно до прихода Машиаха преодолеть все 125
ступеней. И есть два отличия всех поколений от поколения Машиаха:
- только в том поколении будет возможно постичь все 125 ступеней, и не
ранее;
- во всех поколениях поднимающиеся в другие миры немногочисленны, в
поколении же Машиаха каждый сможет подняться по духовным ступеням до
слияния с Творцом.
Рашб'и и его ученики