Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

система сил, питающих

души, называется нами подобием человека.

В нашем мире тело человека построено в соответствии с системой этих сил.

Но ни в коем случае не следует представлять себе, что в духовном мире

существует какая-либо форма, подобная нашей материальной. Лишь

взаимодействие этих сил соответственно преобразуется в нашем мире в

материальную форму.

В духовном же мире форма получается ограничением действующих сил. Обычное

заблуждение состоит в том, что духовные силы, именуемые, например,

ангелами, представляются нами в земных образах.

13. ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К КНИГЕ 'ЗОАР'.

По необходимости, вытекающей из главы 'Условия разглашения', слог данной

статьи нарочито неказист и неточен.

Воспринимаемый нами окружающий мир скорее всего говорит о своей

бесцельности, а причиной всех отрицательных качеств в нем и в нас самих, в

конце концов, мы считаем Создателя.

Но чтобы понять хоть что-то из окружающей нас природы и нас самих,

необходимо четко представить цель творения, его конечное состояние, ведь

промежуточные состояния могут быть весьма обманчивы.

Каббалисты утверждают, что цель творения - привести создания к высшему

наслаждению. И потому создал Творец души - 'желание получить это

наслаждение'. Причем, поскольку хотел насладить их до состояния насыщения,

то и создал желание наслаждаться огромным, подстать желанию насладить.

Таким образом, душа - это желание наслаждаться. И согласно этому желанию

она получает наслаждение от Создателя, причем количество получаемого

наслаждения можно измерить величиной желания.

Все существующее относится или к Творцу, или к Им созданному, то есть до

состояния желания насладиться, до сотворения душ существовало лишь желание

Творца насладить. И потому, согласно Его желанию, из ничего, самим

желанием насладить, было создано желание насладиться (равное по величине и

противоположное по свойству).

Следовательно, единственное, что сотворено, что существует помимо Творца -

это желание насладиться. И оно является материалом всех миров и их

населяющих, а наслаждение, исходящее из Творца, оживляет и управляет всем.

В духовных мирах несоответствие свойств-желаний разделяет, отдаляет два

духовных предмета, как два материальных предмета в нашем мире разделяются

расстоянием между ними. Да и в нашем мире, если два человека любят и

ненавидят одно и то же, то есть их вкусы совпадают, то мы говорим, что они

близки друг другу по духу.

А если вкусы, взгляды различны, то как бы удалены друг от друга

пропорционально разнице их вкусов и взглядов. И не физическое расстояние,

а духовная близость определяет близость людей. Любящие друг друга как бы

сливаются вместе, а ненавидящие - духовно удалены, как два полюса.

Желание получать наслаждение. Душа бесконечно удалена от Творца, поскольку

противоположна желанию Творца давать наслаждение. И чтобы исправить эту

отдаленность душ от Творца, созданы и разделены все миры на две

противодействующие системы: четыре светлых мира - Ацилут, Брия, Ецира,

Асия (АБЕ'А) против четырех темных миров АБЕ'А.

Разница между этими двумя системами лишь в том, что характерное свойство

первой - давать наслаждение, а второй - получать наслаждение. То есть

первоначальное желание получить наслаждение разделилось как бы на две

части: одна осталась прежней по свойствам, а другая как бы приобрела

свойства самого Творца, то есть сблизилась, слилась с Ним.

И так преобразовались миры до нашего материального мира, то есть до места,

где человек существует в виде системы: тело и душа. Тело - это желание

получить наслаждение, преобразовавшееся без изменений через темные миры

АБЕ'А, желание насладиться ради себя - эгоизм.

И потому эгоистом рождается человек и находится под влиянием этой системы

до 13 лет (духовный уровень). Но с 13 лет, выполняя заповеди Торы, чтобы

доставить радость Творцу, он постепенно очищает себя от эгоизма (желания

наслаждаться ради себя) и приобретает желание наслаждаться ради Творца, и

тогда светлая душа спускается через всю систему светлых миров и облачается

в тело.

Этим начинается период исправления до тех пор, пока весь эгоизм, желание

насладить, удовлетворить себя не