система сил, питающих
души, называется нами подобием человека.
В нашем мире тело человека построено в соответствии с системой этих сил.
Но ни в коем случае не следует представлять себе, что в духовном мире
существует какая-либо форма, подобная нашей материальной. Лишь
взаимодействие этих сил соответственно преобразуется в нашем мире в
материальную форму.
В духовном же мире форма получается ограничением действующих сил. Обычное
заблуждение состоит в том, что духовные силы, именуемые, например,
ангелами, представляются нами в земных образах.
13. ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К КНИГЕ 'ЗОАР'.
По необходимости, вытекающей из главы 'Условия разглашения', слог данной
статьи нарочито неказист и неточен.
Воспринимаемый нами окружающий мир скорее всего говорит о своей
бесцельности, а причиной всех отрицательных качеств в нем и в нас самих, в
конце концов, мы считаем Создателя.
Но чтобы понять хоть что-то из окружающей нас природы и нас самих,
необходимо четко представить цель творения, его конечное состояние, ведь
промежуточные состояния могут быть весьма обманчивы.
Каббалисты утверждают, что цель творения - привести создания к высшему
наслаждению. И потому создал Творец души - 'желание получить это
наслаждение'. Причем, поскольку хотел насладить их до состояния насыщения,
то и создал желание наслаждаться огромным, подстать желанию насладить.
Таким образом, душа - это желание наслаждаться. И согласно этому желанию
она получает наслаждение от Создателя, причем количество получаемого
наслаждения можно измерить величиной желания.
Все существующее относится или к Творцу, или к Им созданному, то есть до
состояния желания насладиться, до сотворения душ существовало лишь желание
Творца насладить. И потому, согласно Его желанию, из ничего, самим
желанием насладить, было создано желание насладиться (равное по величине и
противоположное по свойству).
Следовательно, единственное, что сотворено, что существует помимо Творца -
это желание насладиться. И оно является материалом всех миров и их
населяющих, а наслаждение, исходящее из Творца, оживляет и управляет всем.
В духовных мирах несоответствие свойств-желаний разделяет, отдаляет два
духовных предмета, как два материальных предмета в нашем мире разделяются
расстоянием между ними. Да и в нашем мире, если два человека любят и
ненавидят одно и то же, то есть их вкусы совпадают, то мы говорим, что они
близки друг другу по духу.
А если вкусы, взгляды различны, то как бы удалены друг от друга
пропорционально разнице их вкусов и взглядов. И не физическое расстояние,
а духовная близость определяет близость людей. Любящие друг друга как бы
сливаются вместе, а ненавидящие - духовно удалены, как два полюса.
Желание получать наслаждение. Душа бесконечно удалена от Творца, поскольку
противоположна желанию Творца давать наслаждение. И чтобы исправить эту
отдаленность душ от Творца, созданы и разделены все миры на две
противодействующие системы: четыре светлых мира - Ацилут, Брия, Ецира,
Асия (АБЕ'А) против четырех темных миров АБЕ'А.
Разница между этими двумя системами лишь в том, что характерное свойство
первой - давать наслаждение, а второй - получать наслаждение. То есть
первоначальное желание получить наслаждение разделилось как бы на две
части: одна осталась прежней по свойствам, а другая как бы приобрела
свойства самого Творца, то есть сблизилась, слилась с Ним.
И так преобразовались миры до нашего материального мира, то есть до места,
где человек существует в виде системы: тело и душа. Тело - это желание
получить наслаждение, преобразовавшееся без изменений через темные миры
АБЕ'А, желание насладиться ради себя - эгоизм.
И потому эгоистом рождается человек и находится под влиянием этой системы
до 13 лет (духовный уровень). Но с 13 лет, выполняя заповеди Торы, чтобы
доставить радость Творцу, он постепенно очищает себя от эгоизма (желания
наслаждаться ради себя) и приобретает желание наслаждаться ради Творца, и
тогда светлая душа спускается через всю систему светлых миров и облачается
в тело.
Этим начинается период исправления до тех пор, пока весь эгоизм, желание
насладить, удовлетворить себя не