наслаждениям. Потому как с момента рождения нет у человека
желания, кроме как к материальным вещам, желание овладеть всем миром -
богатством, известностью, властью, несмотря на их временность и зыбкость.
Но когда человек развивает духовное желание, хочет взять себе и весь
будущий мир со всей его вечностью - это и есть настоящее желание -
конечный эгоизм. Вот тогда он может, работая над собой (то есть над этим
огромным желанием самонасладиться), достичь вершин духа - пропорционально
исправленному эгоизму.
Эгоизм создает огромные трудности, отталкивает от духовного, и если
человек не вступает в постоянную, жестокую борьбу с самим собой, то
начинает желать всего в мире. В случае же удачной борьбы возникает
необычной силы тяга к Создателю, помогающая слиться с Ним. И это желание
слияния с Творцом является последней ступенью второго периода.
Восходящий преодолевает путь длиной в 500 лет, поскольку существует 5
ступеней души - нэфэш, руах, нэшама, хая, яхида, каждая в 100 лет, и таким
образом достигает уровня третьего периода.
3) Третий период развития человека составляют занятия Торой и выполнение
заповедей ради доставления радости Создателю и ни в коем случае не для
собственной выгоды. И эта работа исправляет, переделывает эгоизм в желание
творить приятное, как Творец.
Пропорционально уничтоженной части эгоизма, человек получает определенного
уровня душу - определенное количество света, наслаждения, состоящего из 5
частей (нэфэш - руах - нэшама - хая - яхида - НаРаНХа'Й). И пока осталось
еще желание самонаслаждения (эгоизм), человек находится в отрыве от Творца
- и даже мельчайшая душа не может войти в тело.
Но уничтожив полностью эгоизм и достигнув желания наслаждаться лишь ради
Творца, то есть уподобившись Творцу, тотчас вся его душа (часть общей,
единой души) - входит в него.
4) Четвертый период - после воскрешения мертвых - после полного
уничтожения - вновь восстановление эгоизма во всей его полноте и
всеядности. Вновь начинается работа по перестройке его в альтруизм. И лишь
единицы способны еще в нашем мире проделать эту работу.
Сказано в Торе, что все миры созданы ради человека. И не странно ли, что
для такого маленького объекта, как человек, теряющегося даже в нашем мире,
и тем более, представляющего собой мизерную единицу относительно других
миров, старался Творец создать все это? И зачем это человеку?
Все наслаждение Творца, заключающееся в удовлетворении созданий, зависит
от степени ощущения Его созданиями, их прозрения и осознания. Его - как
дающего все доброе, хорошее. Лишь в таком случае получает Он наслаждение
от нас.
Как у отца, играющего с любимым сыном, удовольствие от отношения к нему
сына, от признания сыном отца, как любимого, сильного, ждущего лишь просьб
и готового выполнить эти будущие просьбы.
Попробуй же представить себе огромную радость Творца от тех совершенных,
что смогли подняться настолько, что увидели и почувствовали все
уготованное ради них, и достигли отношений с Творцом, как отец с любимым и
любящим сыном, - и тогда поймешь, что ради этого стоило Творцу создавать
все миры. А избранные поймут и большее,что раскрывается приближающимся к
Творцу
Чтобы подготовить творения к этой роли, уготовлены 4 уровня развития,
называемые - неживой, растительный, животный и человек, - соответствующие
4-м уровням в желании наслаждения. Главная ступень - четвертая, но достичь
ее возможно, лишь развиваясь постепенно и овладевая каждой ступенью в ее
полном объеме.
Первая ступень (неживая) - представляет собою начало проявления,
зарождение желания в нашем материальном мире. В ней есть сила включающая
все виды неживой природы, но в каждом из составляющих эту природу (как в
камнях, например) нет собственного движения.
Желание насладиться рождает потребности, а потребности рождают движения
ради достижения желаемого. В данном случае (на первой ступени) желание
насладиться крайне мало, и поэтому влияет одновременно лишь на сумму всех
составляющих, а не проявляет себя в каждом элементе неживой природы в
отдельности.
На следующей ступени (растительной) желание насладиться больше, и оно уже
проявляется