Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

Но 'знатокам' Каббалы необходима известность и деньги, а потому начали

умножаться книги, авторы которых без всякой углубленной подготовки у

соответствующего авторитетного учителя и даже без серьезного изучения

источников, пишут и выпускают свои совершенно невежественные сочинения, не

сознавая размеров ущерба, который умножится еще и в последующих поколениях.

И потому совершенно извратилась у общества реальная оценка истины, и

появилась такая легкость взглядов и оценок, что, пролистав в свободное

время какой' либо текст, содержащий высокий тайный смысл, каждый может

позволить себе делать выводы в зависимости от своего сиюминутного

настроения.

Эти-то причины и вынудили меня выйти из замкнутости и скрытости, и решил

я, что настало время действовать во имя Создателя и спасти то, что еще

можно спасти, и я взял на себя ответственность приоткрыть истинные истоки

широкому кругу читателей.

3. УСЛОВИЯ РАЗГЛАШЕНИЯ ТАЙН ТОРЫ.

Существуют три причины засекречивания Торы:

'Нет необходимости';

'Невозможно',

'Личная тайна Создателя'.

И нет ни одной мельчайшей детали в Каббале, на которую не было бы наложено

одновременно эти три вида запретов.

'Нет необходимости'. Смысл этого запрета состоит в том, что нет никакой

пользы от разглашения, разглашение возможно только в случае явной пользы

обществу. Люди, действующие по принципу 'Что с того?', занимаются сами и

вынуждают других заниматься делами, в которых нет необходимости. Они

являются источником многих страданий в мире. И потому каббалисты принимали

в ученики лишь того, кто способен хранить тайну и не раскрывать ее, если в

этом нет необходимости.

'Невозможно'. Этот запрет есть следствие ограниченности языка, не

способного передать тонкие духовные понятия: поскольку все словесные

попытки обречены на неудачу и ведут к ошибочным представлениям, сводящим с

пути интересующего, то при раскрытии этого вида тайн, требуется разрешение

свыше.

'Разрешение свыше'. Об этом сказано в трудах великого каббалиста Ари:

'Знай, что души великих наполнены внешним (окружающим) или внутренним

(наполняющим) свечением. И те, чьи души наполнены окружающим свечением,

обладают даром излагать тайны, облачив их в слова так, что не поймет их

недостойный.

У великого рабби Шимона бар Йохая (Рашб'и, 4-й век нашей эры) была душа,

наполненная окружающим свечением, и потому была у него сила излагать так,

что даже когда он выступал перед большим собранием, понимали его лишь те,

кто достоин был понять. Поэтому, только ему свыше было позволено написать

книгу 'Зоар', хотя каббалисты, жившие до него, знали больше. Но не было у

них способности облечь духовные понятия в слова, как мог только он.

Таким образом видно, что условия изложения в Каббале зависят не от уровня

знаний каббалиста, а от свойства его души, и лишь в зависимости от нее

получает он указание свыше раскрыть определенную часть Торы.

Поэтому не найти ни одного фундаментального сочинения по Каббале до книги

'Зоар'. А те, что есть, содержат лишь туманные и беспорядочно изложенные

намеки. И со времен Рашб'и лишь Ари было позволено раскрыть далее еще

часть Каббалы, хотя возможно уровень знаний живших до Ари каббалистов был

много выше, но не дано было им позволения свыше.

Поэтому остерегались сочинять и печатать все, что касалось самой Каббалы,

за исключением туманных замечаний. И потому со времени появления книг Ари

все занимающиеся Каббалой оставили все прочие книги и изучают лишь книгу

'Зоар' и книги Ари и Ашлага.

'Личная тайна Создателя'. Смысл запрета состоит в том, что тайны Торы

раскрываются лишь верным и уважающим Его. И эта причина хранения тайн Торы

от широкого круга людей - самая важная. Многие шарлатаны использовали

Каббалу в собственных интересах - предсказаниями, изготовлением амулетов,

снятием сглаза и прочими 'чудесами' заманивали они простаков.

Первоначальное сокрытие Каббалы было именно по этой причине, и потому

приняли на себя истинные каббалисты жесткие обязанности по проверке

учеников - и в этом причина, что и те единицы в каждом поколении, кто

допускался к Каббале, приводились к строжайшей присяге, запрещающий

раскрыть даже