мы вышли, находится в абсолютном покое, и потому всякое движение
противно нашей природе. И так как вся цель творения - соединение
посредством Торы с нашим источником, то в результате мы, естественно,
попадаем в сферу действия лишь приятных нам ощущений.
Абсолютным эгоистом рождается человек и растет, лишь о себе заботясь. Даже
мысли о сострадании и помощи не возникает у него, и тем противоположен он
Создателю, оживляющему всю природу. Но, подрастая, под влиянием
окружающего его общества, человек начинает понимать необходимость
взаимопомощи, размер и направление которой зависят от развития общества.
Наделив нас низкими склонностями и вручив в противовес им Тору, Творец
создал, таким образом, возможность, истребив проявление эгоизма, достичь
состояния наслаждения без чувства стыда.
Есть два вида законов в Торе: обязанности человека к человеку и
обязанности человека относительно Создателя. Но одну лишь цель преследуют
оба - привести человека к соответствию с Создателем. И совершенно неважно
человеку, ради кого он действует - ради Творца или ради людей, поскольку
все, что выходит за пределы его личных интересов, совершенно не ощущается
им.
Каждое движение, совершенное человеком ради другого, совершает он, в
конечном счете, ради себя. И невозможно абсолютно безвозмездно совершить
ни малейшего физического или душевного движения без расчета извлечь из
поступка хоть когда-либо какую-либо пользу. Поэтому известен этот закон
природы под названием 'Конечного эгоизма'. И только выполняя законы Торы,
возможно достичь состояния безвозмездной любви к другим.
Не соблюдающие же правила Торы не могут выйти за пределы 'Конечного
эгоизма'. Согласно Торе, законы отношения в обществе более важны, чем
законы относящиеся к связи с Творцом, поскольку постоянная возможность их
соблюдения в различных ситуациях позволяет человеку эффективно исправлять
себя в нужном направлении.
Теперь мы можем понять ответ Гилеля перешедшему в иудаизм, что главное в
Торе - любовь к другим, а все остальные 612 законов лишь вспомогательные,
включая и законы отношений с Создателем - поскольку невозможно слиться с
ним до достижения состояния любви к ближнему. И потому Гилель указал на
любовь к другим, как на самое верное и быстрое средство овладеть всей
Торой.
И потому была вручена Тора не одному человеку (например, Адаму) или
маленькой группе людей (семье Авраама), а уже сложившемуся народу, вместе
все члены которого страдали в рабстве. И по выходе из Египта принял каждый
для себя это правило любви к ближнему.
И тогда лишь получили Тору, когда появилась возможность заботы о других в
широком кругу общества бывших рабов, и за долгие 40 лет в Синае, достигнув
духовного уровня, стали достойными земли, государства, Храма.
А теперь представьте себе многомиллионный народ, каждый член которого всем
сердцем с огромной любовью и желанием стремится лишь помочь, исполнить
все, в чем нуждаются остальные члены общества.
Ясно, что в таком случае нет необходимости ни одному из граждан заботиться
о самом себе и не возникает страх за собственное будущее - ведь несколько
миллионов любящих постоянно стоят на страже его интересов и заботятся о
нем.
Но поскольку народ зависит лишь от самого себя, то нарушение кем-либо
принятого обязательства, вносит в общество вакуум от не оказанной помощи
другим.
В зависимости от количества нарушителей, правило, которое обязаны
выполнять все члены общества, все больше нарушается. Ведь все члены
общества ответственны друг за друга - то есть, как за выполнение, так и за
нарушение законов.
В Торе приводится пример, поясняющий эту ответственность: двое в одной
лодке. И начал один сверлить отверстие, а на просьбу второго прекратить
ответил: 'Какое тебе дело? Ведь на своей половине сверлю я!' Так по вине
одного, все остальные тонут в погоне за утолением личного эгоизма.
Но древний мудрец Элиэзер, сын Рашб'и, автора книги 'Зоар' удивляет нас
еще больше: не только евреи, но все человечество ответственно друг за
друга. А евреи лишь первыми выполняют это правило. Но затем к ним
присоединяются все остальные народы, и этим будет достигнуто исправление
мира.