Лайтман Михаил

Каббала - основные положения

мы вышли, находится в абсолютном покое, и потому всякое движение

противно нашей природе. И так как вся цель творения - соединение

посредством Торы с нашим источником, то в результате мы, естественно,

попадаем в сферу действия лишь приятных нам ощущений.

Абсолютным эгоистом рождается человек и растет, лишь о себе заботясь. Даже

мысли о сострадании и помощи не возникает у него, и тем противоположен он

Создателю, оживляющему всю природу. Но, подрастая, под влиянием

окружающего его общества, человек начинает понимать необходимость

взаимопомощи, размер и направление которой зависят от развития общества.

Наделив нас низкими склонностями и вручив в противовес им Тору, Творец

создал, таким образом, возможность, истребив проявление эгоизма, достичь

состояния наслаждения без чувства стыда.

Есть два вида законов в Торе: обязанности человека к человеку и

обязанности человека относительно Создателя. Но одну лишь цель преследуют

оба - привести человека к соответствию с Создателем. И совершенно неважно

человеку, ради кого он действует - ради Творца или ради людей, поскольку

все, что выходит за пределы его личных интересов, совершенно не ощущается

им.

Каждое движение, совершенное человеком ради другого, совершает он, в

конечном счете, ради себя. И невозможно абсолютно безвозмездно совершить

ни малейшего физического или душевного движения без расчета извлечь из

поступка хоть когда-либо какую-либо пользу. Поэтому известен этот закон

природы под названием 'Конечного эгоизма'. И только выполняя законы Торы,

возможно достичь состояния безвозмездной любви к другим.

Не соблюдающие же правила Торы не могут выйти за пределы 'Конечного

эгоизма'. Согласно Торе, законы отношения в обществе более важны, чем

законы относящиеся к связи с Творцом, поскольку постоянная возможность их

соблюдения в различных ситуациях позволяет человеку эффективно исправлять

себя в нужном направлении.

Теперь мы можем понять ответ Гилеля перешедшему в иудаизм, что главное в

Торе - любовь к другим, а все остальные 612 законов лишь вспомогательные,

включая и законы отношений с Создателем - поскольку невозможно слиться с

ним до достижения состояния любви к ближнему. И потому Гилель указал на

любовь к другим, как на самое верное и быстрое средство овладеть всей

Торой.

И потому была вручена Тора не одному человеку (например, Адаму) или

маленькой группе людей (семье Авраама), а уже сложившемуся народу, вместе

все члены которого страдали в рабстве. И по выходе из Египта принял каждый

для себя это правило любви к ближнему.

И тогда лишь получили Тору, когда появилась возможность заботы о других в

широком кругу общества бывших рабов, и за долгие 40 лет в Синае, достигнув

духовного уровня, стали достойными земли, государства, Храма.

А теперь представьте себе многомиллионный народ, каждый член которого всем

сердцем с огромной любовью и желанием стремится лишь помочь, исполнить

все, в чем нуждаются остальные члены общества.

Ясно, что в таком случае нет необходимости ни одному из граждан заботиться

о самом себе и не возникает страх за собственное будущее - ведь несколько

миллионов любящих постоянно стоят на страже его интересов и заботятся о

нем.

Но поскольку народ зависит лишь от самого себя, то нарушение кем-либо

принятого обязательства, вносит в общество вакуум от не оказанной помощи

другим.

В зависимости от количества нарушителей, правило, которое обязаны

выполнять все члены общества, все больше нарушается. Ведь все члены

общества ответственны друг за друга - то есть, как за выполнение, так и за

нарушение законов.

В Торе приводится пример, поясняющий эту ответственность: двое в одной

лодке. И начал один сверлить отверстие, а на просьбу второго прекратить

ответил: 'Какое тебе дело? Ведь на своей половине сверлю я!' Так по вине

одного, все остальные тонут в погоне за утолением личного эгоизма.

Но древний мудрец Элиэзер, сын Рашб'и, автора книги 'Зоар' удивляет нас

еще больше: не только евреи, но все человечество ответственно друг за

друга. А евреи лишь первыми выполняют это правило. Но затем к ним

присоединяются все остальные народы, и этим будет достигнуто исправление

мира.