животных. Это было сделано не сразу: китайская земледельческая культура пользовались абстрактной символикой для месяцев и лет, и лишь близкие к природе скотоводы-монголы стали называть времена года именами зверей. Но система прижилась -- и воскресила древнюю традицию человеческого сознания определять себя через родовой тотем, добавив к ней современное умение понимать суть своей жизни через непосредственное течение времени. Ведь с развитием техники нас сегодня почти не ограничивают рамки своего дома, своей территории, своей земли-родины. Но все мы дети своего Времени, и до сих пор не можем шагнуть за его пределы.
ЗАКОН ВРЕМЕНИ И ЗЛО СМЕРТИ
Само существование длится так, как длится судьба, как длится время, ограничивающее его отрезок. Наблюдение за временем подводило человека к пониманию предопределенных законов бытия: ведь день всегда сменяла ночь, за осенью следовала зима, и то, что было рождено, всегда должно было исчезнуть. Нить времени или судьбы -- широко распространенный мифологический образ, символизирующий продолжение процесса и его конец: в момент смерти человека нить его судьбы обрывается. Крутящееся веретено греческой Ананке -- одной из мойр, прядущей нить времени -- воплощает идею незыблемой оси мира, того стержня и закона, на котором держится установленный миропорядок и вокруг которой строится предопределенный вращением веретена времени ход вещей. Кроме мойр, нити времени прядут, определяя судьбы людей, римские парки, скандинавские норны, англосакские вирды, латышские лаймы и русские рожаницы, сопутствующие богу Роду.
Интересно, что русские слова 'время' и 'вертеть' (также 'веретено', 'веко' как то, что поворачивается, 'вечер' и 'вчера') имеют общий корень (и.е.wert), который связан и с сатурнианским образом ограниченого отрезка пути в словах 'веха' и 'верста', и присутствует в слове 'веревка', возвращающему нас к образу нити. К тому же корню восходит индийское понятие закона vrata, которое трактуется как установленный порядок и завещанный людям образ жизни. Аналогию времени и ткачества доносит до нас сегодня родство слов 'ткать' и 'сутки'. А латинское слово 'время'-- tempus происходит от значения 'тянуть': ему родственны наши слова 'томить, утомленный' и 'тяжелый' (от 'тяга'): последнее вполне отражает характер Козерога.
Греки понимали под мойрами ту часть, долю, участь, которую человек получает от рождения и которая затем сопутствует ему до смерти. Они распределили функции мойр в соответствии с представлением о времени. Лахезис ('участь, жребий')-- определяет судьбу ребенка еще до рождения, Клото ('пряха' от и.е.'kole'-- 'плести') ткет нить событий жизни, а Атропа (от греч.'a-tropos'-- 'необратимый') обрывает ее, когда истекает срок существования. Образы мойр отражены в названиях небесных астероидов. Малая планета Мойра символизирует предначертание в широком смысле -- долю и участь человека среди других людей; Лахезис -- предсказание судьбы, приметы и предзнаменования до совершения события; Клото -- сами события, которых трудно избежать; а Атропа -- неизбежный конец этих событий и самого пути человека. С течением времени судьба приближается к нам и ее неминуемость становится очевидной.
Невозможность изменить судьбу -- главная тема греческого эпоса и трагедий. Ярко эту мысль раскрывает образ Кассандры: дочери троянского царя, заранее знавшей о гибели Трои и своих родных, но никак не сумевшей повлиять на ход событий. Есть астероид Кассандра, который обозначает в гороскопе вот такое скорбное знание неминуемого будущего. Согласно греческой мифологии, даже боги не могут избежать предопределенного судьбой: ведь они существуют в том же мире, что и люди, который управляется теми же законами. Судьба -- не просто определение бытия, а также самая глубинная суть материального существования, что отражает образ таблиц сущностей и судеб ме. Судьба -- высший закон реальности, который позволяет ей быть, а все творение является только продолжением этого высшего принципа, и потому так от него зависимо. Оно может лишь исполнить свою судьбу, существуя -- или перестать существовать.
Это понятие до сих пор столь серьезно и значимо для нас, что стало одним из центральных понятий индийской философии и распространилось из нее в западный мир и в нашу страну. В честь него даже назван небесный астероид -- Kaрма: этим словом мы сегодня обозначаем все, что преследует нас своей неизбежностью и стоит над нами с самого начала нашего определенного существования. А наше слово 'рок' связано с индоевропейским rek -- 'определять', от которого