времена голода, землетрясений и наводнений.
Когда мы соприкасаемся с образами Земли как великой и ужасной Матери-материи, причастной к смерти своих созданий, даже сотворение мира предстает в мрачном свете, не говоря уже о его конце. Здесь акцент ставится на результате -- завершенности цикла, и Кали предстает слепым орудием исполнения закона конечности как проявленной, так и непроявленной фазы бытия. Уничтожая свободную энергию асуров, она творит мир, а затем возвращает его в исходное состояние: действуя теми образными средствами жертвоприношения, которые оказались в ее распоряжении на данном историческом этапе развития сознания.
Подобно Дьяусу, Деви выше добра и зла, но если неопределенность бога Неба ставит акцент на первом, то устрашающий облик богини Земли -- на втором. И астрологи склонны мыслить все, связанное с аспектами Урана, как светлые, а с Сатурном -- как темные времена. Это не соответствует действительности, если вспомнить, что с Ураном связаны войны и революции, а с Сатурном -- стабильность и реализация запланированных достижений. К сожалению, в знаке Козерога часто властвует принцип матери Кали: цель оправдывает средства. И особенно ярко он виден у представительниц этого знака, которые нередко воплощают собой воинственную Дургу, безжалостно действующую ради практических целей. В знаке Козерога материальный результат заслоняет саму жизнь, ассоциирующуюся у нас с образом вечной женственности (это соответствует изгнанию Луны в знаке Козерога, которое создает проблемы в любви женщинам этого знака).
Сильный акцент на цели омертвляет жизненный процесс, отчего религии считали материю не только иллюзией, как индуизм, называвший Дургу майей, но и злом, как христианство. В убийстве Дургой асуров: в потере естественных потоков энергии -- отражается главная проблема знака Козерога. Поэтому в эзотерической астрологии помощницей Сатурна называется Венера -- планета природных чувств, естественной жизни и любви. Венера -- это материя не в первозданном, а в земном: адаптированном к жизни человека и украшенном состоянии.
Материя поддается преобразованию, и древние люди чаще главным истоком зла мыслили не материю, а время. Деви наиболее страшна в своей ипостаси Каларатри, когда она уничтожает мир, исполняя закон времен. Осознание неизбежности смерти возникает тогда, когда человек начинает замечать цикличность и повторяемость жизненных процессов, отражаемых понятием времени. Образ материи (и стихия земли, как ее понимает астрология) -- пассивный материал, с которым можно сотворить все, что угодно. Чистая энергия более активна, почему Кали и Дурга называются энергией бога. Но время -- еще более активный деятель и самостоятельное начало, на которое ложится полная ответственность за происходящее ограничение (поэтому оно, как правило, предстает перед нами в мужском, а не в женском облике).
Эта идея проявляется в образе индийского бога времени и судьбы Калы ('время'), символом которого является колесо, состоящее из дней и ночей, месяцев и времен года, поглощающих человеческие существования. Кала воплощает понятие времени как универсального закона, от которого зависят и частные судьбы. Он создает, хранит и уничтожает мир, и даже бог смерти Мритью является лишь его подчиненным. В одной из легенд Махабхараты человек вызывает на суд ужалившую его змею, виновную в его смерти. Но змея оправдывается тем, что она была лишь орудием Мритью, а тот ссылается на Калу, как истинную причину постигшей человека участи.
Время бесконечно, потому что оно порождено безграничностью Небес, и в этом проявляется его божественность по отношению к подчиненным ему смертным творениям. И происхождение судьбы, стоящей над человеком, также мыслится небесным. Во многих мифологиях судьба связывается со звездами: у каждого человека в небе есть своя звезда, которая гаснет с его смертью, или со звезды на Землю приходит его душа и туда же она возвращается. Но время и судьба, хоть и являются небесными изначально, привносят в этот мир завершенность и смерть, а поэтому зло.
И потому народная этимология трактовала как 'время' -- хронос -- имя греческого Кроноса, который не только остановил беспрерывное творчество своего отца-Урана, но и сам пожирал своих детей, чтобы придать своему царствованию в этом мире незыблимую устойчивость. С этим словом связано наши 'хроника, хронология', и здесь можно заметить, что знак Козерога склонен к поэтапной фиксации событий и уважает исторические свершения. Но время, фиксируя жизнь, уничтожает ее. Все, что рождено во времени, время