не ставят себе такой цели и потому не делают усилий больших, чем это непосредственно нужно для жизни. Только человеческий род поставил перед собой задачу сохранить себя во что бы то ни стало. Лишь человек обрел смысл жизни в том, чтобы опереться на себя самого в заботе о своем существовании, и это стало основой будущего понятия личности. И хотя сегодня от заботы о хлебе насущном не настолько зависит наша жизнь, наша память продолжает накапливать знания, как запас хлеба, и наш разум верит в предопределенность законов бытия, потому что она гарантирует жизнь человека от опасных случайностей.
Человечество постоянно накапливает запас возможностей, создавая фундамент будущей жизни. Но из ничего ничего не берется: оно заботится о будущем за счет настоящего, и в этом зло. По сравнению с птицами, которые не пашут и не сеют, мы действуем больше, чем это необходимо, и оттого не живем жизнью настоящего. Чтобы убедиться в этом, взгляните на поведение Козерогов. Но это не только их судьба -- это закон судьбы человеческого рода, который предначертали нам наши предки. Исполняя этот закон, мы сможем выжить на этой земле, как они,-- и как они, будем умирать. Пока мы помним о прошлом, мы остаемся на месте.
И наше современное осмысление мира во многом построено на утилитарном принципе практического действия: оно сужает мир, поскольку направлено к определенной цели. Если мы не знаем: 'Зачем?'-- мы перестаем понимать, что мы делаем. Наше осознание себя, рожденное архетипом Козерога, всегда повествует о начале и конце: и сатурнианское понятие цели предполагает причину. Именно поэтому человек стремится найти в мире смысл, которого в нем от природы нет. И если мы сузим свое восприятие до единственной цели и сконцентрируемся на какой-либо одной причине, на время пожертвовав всем остальным, жизнь покажется охваченной единой закономерностью и исполненной глубокого смысла. Эта способность видеть в жизни смысл возвращает нас к сатурнианским корням интеллекта.
Она расширяет наше индивидуальное 'я', возникшее на более позднем этапе самопределения, до родового 'я': коллективного самосознания своей территории и народа. И если это не вводит человека в соблазн, то прикосновение к корням разума предоставляет в его распоряжение практическую мудрость наших предков -- познание и опыт человечества, который делает его более дееспособным.
Земледелие стало устойчивым фундаментом земной жизни людей: и так была достигнута архетипическая цель создания стабильного мира, к которой стремился Кронос, оскопляя Урана, и другие боги Земли. По аналогии с устойчивостью Земли даже звездный небосвод стал восприниматься твердью -- границей человеческой территории во Вселенной. И Небо действительно стало играть для людей роль твердой и прочной опоры. Земледелие основывалось на повторяемости природных процессов. Оно побудило людей обратить внимание на циклы времени, связанные с небесными светилами, и создать календарь, сделавший понятие времени материально ощутимым.
Выделение периодов времени составляет основу знаний о предопределенных законах бытия. Расчеты движения небесных тел были первой наукой. Они создали математику, которая сегодня считается наукой наук и наиболее чистым, объективным и беспристрастным знанием. Греческое слово 'mathesys', от которого происходит наше слово 'математика' обозначало прежде всего астрологическое знание, и еще в XV веке на Руси математиками называли астрологов. Таким образом, строгое, научное знание возникло ради решения проблемы выживания. Оно получило развитие в мире, верящем в законы предопределения, способствуя осознанию судьбы и ее улучшению. В астрологии Сатурн заведует наукой именно в этом смысле познания законов ради создания практического фундмамента жизни. (Правда, мы сегодня под наукой порой понимаем просто ментальные спекуляции, которые доказывают умение людей думать и рассуждать: но их в гороскопе символизирует бог хитрости и красноречия, обманщик-интеллект Меркурий.)
Календарь стал актуальным с возникновением оседлого земледельческого образа жизни, когда появилась необходимость точно знать время посева и сбора урожая, а также предсказывать стихийные явления, губительные для земледельца -- такие, как засуха. Поэтому вычисление ритмов светил относится к эпохе первых опытов сельского хозяйства. Конечно, человек и раньше наблюдал за небом. Но для земледельца понятие времени, как цикличности всех процессов, стало частью его жизни -- что нашло отражение в мифах.
Связь познания циклов времени с земледелием проявляет имя японского