охватить отрезок года, люди испытывали страх перед тем, что Солнце может не вернуться -- который потом перерос в священную радость по поводу повторяемости циклов бытия. Но наша психика до сих пор тяжело переживает знак Козерога, и древние опасения, что питания не хватит, и смерть придет не только за природой, а и за людьми, были вполне оправданы не только с практической, но и с психологической точки зрения. Еще в недавнее время наши предки стремились под Новый год обмануть 'косую', сами наряжаясь чертями и другими жуткими духами смерти и для пущей надежности хороня 'покойника', чтобы убедить смерть, что ей тут уже делать нечего. Как и мы, они не до конца полагались на судьбу и стремились ее улучшить: ведь фундаментальные законы природы предоставляет людям только самый тяжелый, 'роковой' вариант проживания жизни такой, какова она есть.
В мире Сатурна все сотворено и поддерживается своими руками, и здесь предначертанность является благом: в календарные сроки светило вернется, а зерно прорастет и созреет. Поэтому начало нового солнечного года стало для человеческого рода самой знаменательной датой. Но не только календарные вехи отразили познание человеком определенных законов земного бытия. Понятие о конечности всего, которое сопутствовало познанию цикличности, повело также к появлению сезонных жертвоприношений. С помощью них человек стремился поддержать силы гибнущей природы и обеспечить их будущее возрождение -- согласно принципу 'дашь на дашь' или закону сохранения энергии, понимаемому совершенно утилитарно, со всей свойственной для знака Козерога материальностью. Чтобы получить, нужно отдать: само земледелие формирует такое представление. Отдавая, человек знает, что обретет: вложенный в поле труд соответствует урожаю. На основании той же логики совершал ритуал жертвы Зерван, прежде чем родить Ормазда. Такой рационально-фаталистический способ осознания реальности, соответствующий закону сохранения энергии, планета Сатурн отражает и сегодня.
Боги Земли, чтобы поддержать плодородие этого отделенного от безудержно рождающих сил Хаоса раз и навсегда ограниченного мира, требовали жертвы и сами приносили ее, как Илу принес в жертву богу земле своего сына Молоха ('царь'), которому впоследствии люди, по примеру своего бога, тоже стали приносить в жертву детей. С таким жертвоприношением перекликается образ пожиравшего младенцев Кроноса. Ритуальное убийство асуров, которым вершила Дурга, также именуется жертвоприношением, в чем можно увидеть остатки ее раннеземледельческого облика. Чтобы увеличить плодородие пашен богини Земли Тари Пенну, после ритуальных молитв в клочья разрывали раба и разбрасывали части его тела по полям. В Риме во время зимней консервации зерна залогом будущего плодородия служило жертвоприношение в честь Сатурна. Так серп Сатурна, срезающий урожай, действительно превратился в косу смерти (которую традиционно видело в этом символе средневековье).
/В облике богини: такой, как греческая Гея, питающая силой непобедимого Атланта, или индийская Притхиви, несущая на себе тяжесть гор,-- до нас дошло древнее обожествление Земли. Это соответствует тому, что Козерог -- женский, матриархальный знак, и для ранних земледельцев важно было развить в себе ту последовательность и трудолюбие, которые мы соотносим с женскими свойствами характера. Но эволюционный шаг сознания: переход к земледелию и жертвоприношение природе с целью помочь ей соответствовать циклическому процессу времени -- вновь отражают мужские образы: такие, как Сатурн или семитский 'отец годов' Илу, принесший в жертву Молоха, ставшего страшным символом жертвоприношения как такового. оставить в предисловии?/
Как видно на примере царя Молоха, сначала в жертву приносился наиболее достойный -- перворожденный сын или царь. Впоследствии его заменили наименее нужным обществу преступником или рабом, которого по традиции переодевали в царя. Поэтому, как показал Фрезер в книге 'Золотая ветвь', карнавал сатурналий имел чисто практическое значение задолго до того, как начались воспоминания о прежних временах золотого века (которые астрологически относятся к мифологеме Луны). Конец римских сатурналий откровенно указывает на роль жертвы: он посвящался богине Ангероне, которую изображали с запечатанным ртом в честь тех, кто безмолвно терпит страдание. Но кровавый финал переодевания, как и серьезная земледельческая подоплека, видимо, не делали праздник менее веселым. Это жертвоприношение было введено рационально, под ясным небом, для поддержания природного изобилия, и оно не должно