насколько человек сам становится таковым. Он видит мир через свою деятельность, и это подтверждает, например, родство слов со значением 'глина', 'гончар', 'творить', 'мир' и 'природа'. Существуют параллели арабских tin ('глина') и tyn ('создавать, устанавливать'), gbl ('замешивать, творить') и gblat ('состав тела, тварь, природа, мир'); или еврейских yoser ('гончар') и ysr ('создавать, творец'). В свете этого не покажется странным, что библейский творец, обучившись ремеслу, вылепил Адама из красной глины. С самого начала своего самосознания человек определял себя через свои навыки: именно это он отмечал и ценил в себе -- что является характерной чертой людей, родившихся под знаком Козерога.
/Идея о том, что такие элементарные предметы, как палки-копалки, стали первыми носителями самосознания человека, не покажется кощунственной, если вспомнить, какую огромную роль во всех религиях играл фетишизм, и насколько человек, в отличие от животного, до сих пор привязан к своим вещам. Как показывает археология, палки и камни были первыми фетишами человека. Магическую роль камней, которые дают их хозяевам все -- вплоть до способности повелевать миром -- доносят до нас сказки. Именно поэтому мифы выбирают камень в качестве центра Вселенной (вновь вспомним греческий омфал или арабскую Каабу).
Сейчас возникают теории, что кристаллическая решетка камней действительно хорошо хранит некую информацию -- как хранят ее все предметы вообще. Экстрасенсам необходимое знание о человеке дает неуловимое излучение его вещи: возможно, пралюдям подобная информация была более доступной, чем нам? И не только практика использования человеком камней и палок, а и оставшиеся на них электромагнитные следы некоего предшествующего знания побуждали людей совершенствовать орудия труда и вместе с ними свои мыслительные процессы? Тогда будет правильно сказать, что к освоению Земли людей побудил Дух: природный дух материальных объектов в безликом смысле знания и всеединого движения частиц, еще не распавшийся на Дьявола, толкающего к познанию, и Бога, изгоняющего из рая. Следы памяти, переходящие с предмета на предмет, а потом фиксируемые в мозгу, побуждали к тому, чтобы человек становился и оставался самим собой./
Память о себе стала фундаментом деятельности ментала, как исконно родственны и сами эти слова. Память о прошлом служит для нас основой понимания настоящего, и эти слова восходят к тому же индоевропейскому mеn -- 'думать, вспоминать, оставаться на месте', как и европейское слово 'ментал' (от латинского 'mens'), которым мы сегодня обозначаем нечто более жесткое и четкое, чем просто разум, чувствующий ум Водолея. Того же происхождения латинское memorium -- 'память', откуда 'мемориал', и индийское обозначение рассудка 'манас'. Рациональная деятельность -- собственно человеческий способ восприятия мира.
В отличие от мышления животных, разум людей предполагает фиксацию, и самой яркой иллюстрацией этого является умение людей считать. Счет как определенность Сатурна, в отличие от свободного полета мысли Урана, стимулирует развитие ментальной функции. Наше слово 'счет' родственно слову 'четкий', а древнее 'мьнъти'-- 'считать' -- словам 'память' и 'понимание'. Интересно, что в древности для счета использовались камешки, таким образом способстуя развитию памяти людей. Рудиментом тех времен до нас дошли четки, название которых также родственно слову 'счет'. У многих народов слово 'считать' происходит от слова 'камень': латинское calculus ('камешки') связано с calculare -- 'считать', арабское has ('камешки') c hsy -- 'считать, знать, понимать'. Так с козероговским образом камня ассоциируется рациональное восприятие вообще.
Архетип Козерога подразумевает осмысление мира через фиксацию на предмете и потому связан с теми ограничениями, которые вообще накладывает на сознание время и память. Во многом наше современное осознание себя построено на утилитарном принципе практического действия. Мы осмысливаем наше существование в рамках времени, которое заставляет нас помнить о конце. Но мы не можем представить себе его как-либо иначе: законы времени и земной материи -- основа нашей способности к осмыслению мира, и вне их почти невозможно представить себе что-либо определенное. Сама Земля в мифах представляется как некий ограниченный кусочек суши в безмерном океане небес. Но она становится центром Вселенной, так как дает человеку осознание достоверности себя и всего происходящего на ней.
И в мифологии именно богам земли часто выпадает миссия сотворения человека. Создает