из первобытного Хаоса мир, богов и людей египетский бог Земли и Времени, демиург Татенен ('поднимающаяся земля'). Он владеет земными глубинами, минералами и дает начало растениям, как земля служит основой органической и неорганической жизни. Татенен хранит мир и жизнь царя -- как символ установленного им в мире порядка.
Шумерский Энки ('владыка земли') со своей супругой Нинмах ('великая госпожа') лепит людей из глины подземного мирового океана Абзу, в котором кроются божественные силы судьбы ме. Поскольку сотворение людей напрямую связано с землей, по другой легенде Энки просто проделывает в земле дыру, и люди выходят оттуда. Энки -- устроитель мирового порядка на Земле и защитник людей. Он также определяет судьбы городов и стран и наделяет богов конкретными функциями, которые необходимы для закладывания основ цивилизации. Подобно этому, творит людей из глины и распоряжается их судьбами аккадская богиня-мать Аруру.
Творит людей и заботится о них другое хтоническое божество Египта -- Геб, с именем которого (точнее, с корнем этого имени 'земля') связано само название этой страны. Душой Геба является Хнум -- бог плодородия, создавший из глины человека и его душу 'ка' (сам Хнум -- такой же духовный двойник Геба). Жена Хнума -- Нейт -- также исполняет роль демиурга, будучи создательницей семени людей и богов и матерью крокодилов: крокодил для египтян служил, как мы увидим дальше, символом материи и времени, и как сама Нейт изображался на саркофагах. Есть астероид Neith, который обозначает производительную силу материи и инстинкт созидающей деятельности, присущий человеку с того самого момента, как он стал человеком. Создав людей из глины, дух-Хнум сразу же определил их судьбу, а бог земли Геб более материально позаботился о них: предоставив живущим все нужные для жизни растения и воду своих недр, и защитив умерших от змей, которые живут в земле. И еще до этого, ратуя за окончательность творения, Геб поссорился с рождавшей и поглощавшей своих детей Нут -- результатом чего и стало отделение Неба от Земли.
Геб -- сын Шу-воздуха и Тефнут-влаги, и происхождение Земли из двух таких начал не покажется странным, если мы вспомним, что эти божества имеют отношение к предыдущим мифологемам: Земля возникает в свободном пространстве воздуха (Урана) и несет в себе плодородие влаги (Нептуна). Соединяя в себе эти два начала, Геб отождествлялся египтянами с Себеком, богом воды и периодических разливов Нила, способствовавших земледелию. Себека изображали в виде человека с головой крокодила -- или крокодила с головой человека, хвост которого символизировал тьму, а глаза -- свет. Эпитет Себека был 'оборачивающийся, замыкающийся в круг', что можно сопоставить с образом замкнутого пространства земли и цикла времени. Подобен ему индийский символ змеи, кусающей свой хвост, или средневековой алхимической ящерицы-Уробороса, олицетворяющих вечность круга времени. Как змея у греков, крокодил у египтян был символом познания повторяющихся законов бытия. В образе крокодила нередко изображали умершего, завершившего свой жизненный цикл. Крокодил охранял врата в подземный мир и изображался на них.
Крокодил -- земноводное животное, и тот же образ амфибии несет в себе символ небесного созвездия Козерога: полукозла-полурыбы, полуземного-полуводного животного. Этот образ существовал в Вавилоне как символ бога первозданных вод, а потом и возделанной земли -- Эа, соответствующего шумерскому Энки. Он выражал идею плодородия земли, которой коснулись воды жизни: а в более широком смысле идею материи, способной к созиданию. В Индии Козерог вновь превратился в земноводного крокодила Макару, именем которого и называется это созвездие. Образ крокодила или Козерога как древней рептилии возвращает нас к тем далеким временам, к которым обращается архетип Козерога.
Сотворение людей есть выделение их из окружающего мира природы. Архетип Рыб связан с понятием растворения в вечном, архетип Водолея -- с разграничением противоположных начал. Следующий архетип Козерога несет в себе идею своей выделенности: отделения от общего потока и определения среди недосягаемой безграничности той части, которой можно овладеть и которая становится освоеной. Небу, творящему мыслью, безразлична участь его творений: будучи абстрактным безликим началом, оно не несет ответственности за то, что оно производит на свет. Но земные боги, которые лепят жизнь своими руками, владеют тем, что они создали: они созидают свой мир, который будет целиком принадлежать им, берут на себя ответственность за него