Семира и В.Веташ

Астрология и мифология

и оставляют его в наследство лишь тем, кто способен заменить их в этой роли. Поэтому боги земли, создавая людей, не оставляют их на произвол случайностей природы, но определяют их место в мире и линию их судьбы. Они заботятся о своих наследниках, чтобы созданное ими не разрушилось вовеки. Поэтому так велико их значение в мифологии и религии.

Хнум, Аруру и Энки напоминают нам библейского Творца, вылепившего из глины Адама и потом распорядившегося его участью, послав его в земной мир. Яхве несомненно являет из себя бога сатурнианского типа в том смысле, что его глобальная задача -- вручить своему народу его обетованную землю. Причиной яркости и разработанности библейской мифологии во многом послужило длительное противоречие между наличием у народа понятия себя (основ национального самосознания, отражаемого рассматриваемым архетипом) и отсутствием своей территории, которая, в естественном варианте развития, является корнем такого понятия.

В более узкой астрологической проекции это соответствует тому, что наиболее глубокое изначальное самоопределение человека, к которому стремится знак Козерога, всегда имеет связь с его местом в жизни и с теми ограничениями, которые накладывает на него его жизненное пространство. С этой позиции опора на небесную родину вместо земной представляется шагом назад: она не дает народу Израиля исполнить свою миссию, как не может дать человеку полноценного раскрытия его личности. И в астрологии с архетипом Сатурна, обозначающим индивидуальный характер, соотносится образ собственного жизненного пространства и своего поля деятельности, которое и является основой своей судьбы. Согласно времени и месту рождения, не только Козерогу, но любому человеку предначертана его практическая задача, которую не может исполнить никто другой, кроме него: его сфера, в которую никто другой не войдет так, как он. В наше время это и делает человека человеком.

ПРЕДКИ, ХРАНИТЕЛИ ЗЕМЛИ И СУДЬБЫ РОДА

Для развития самосознания людей несомненна роль своей земли и предшественников на этой земле -- предков, которые в мифологии тоже нередко является творцами людей или их прародителями. Через образ предков человек усваивает понятие своего и чужого, который становится основой памяти о себе и первым самоопределением человека. У детей до года, а то и дольше, нет понятия своего и чужого: они равно рады окружающим людям. Лишь потом они начинают выделять мать и отца (хотя узнавать их начали гораздо раньше), и не идут на руки к чужим. Позже им становится небезразлична своя квартира, и в полтора года им уже можно начать объяснять, что вещи тоже бывают свои и чужие, и чужую вещь брать нельзя! Такова же была последовательность развития представлений у древних людей.

Понятие о своей земле изначально связано с древним культом предков, ушедших в нее и хранящих ее, как и тех, кого они некогда создали на ней. Светлое Небо далеко от людей, им кажется, что оно их забыло. И они обращаются к тому, кто ближе и опытней, кто может помочь им своим примером и обеспечить безопасность их существования. Для древних гарантами этой безопасности были предки -- сумевшие прожить на этой земле и умереть на ней, и обучившие человеческий род своим навыкам выживания.

Предки -- прародители и боги своего народа, своими деяниями предначертавшие ему его определенный путь. Они по аналогии считаются и прародителями природы. Из тела первочеловека -- скандинавского Имира, индийского Пуруши, китайского Пань-Гу -- творится мир. Само возникновение предка нередко соотносится с землей: исландский Бури ('родитель') возник из соленых камней, которые лизала корова, а скандинавская Ерд ('земля') родила первопредка Туисто. Индейские племена минго чтят прародителя людей, который спасся от потопа и первым вступил на твердую почву Земли.

Прародители воплощают собой тот корень мирового древа, в котором кроется причина всего. Знак Козерога в астрологии -- это то, в что мы пускаем корни. Корень ушел под землю, он невидим, но он питает дерево своими соками. И предки живы, поскольку несут в самих себе законы того мира, который будет существовать после них. Поэтому они мыслятся бессмертными богами, сравнимыми с богом небес. Жизнь первопредка предопределяет будущую судьбу его потомков, и через образ прародителей человек познает свою земную предначертанность. От родителей он перенимает навыки, глядя на их смерть, понимает, что когда-то должен умереть. Так, индийский Яма 'показал дорогу многим, первым знал путь, по которому должны были идти наши отцы'. Про него говорится, что он 'открыл