путь смерти' для других: и его почитают за это. Так уважают своих предков и родителей представители знака Козерога, которые по достоинству могут оценить роль прожитой жизни и преподанного примера. В гороскопе гордость за свой род может символизировать астероид Климена: океанида-прародительница титанов и первых людей, чье имя значит 'знаменитая'.
Никто не может распоряжаться своей судьбой, кроме того, кто когда-то ее предопределил. В этом смысле на образ первопредка в мифологии нередко переносится роль Творца: основателя мира Земли. Так, праотец инков Уиракоча выступает творцом мира и создателем Солнца, Луны и звезд. Он сделал людей из камня и, создав разные народы, назначил каждому для жительства свою территорию. У гностиков Адам -- как первый человек, предопределивший судьбу людей,-- мыслится земным представителем демиурга. И Судьба, которую создал Творец для своего первого творения, оказывается выше всех будущих творений -- выше всего, что существует и чему когда-либо суждено существовать. По предыдущей, уранической логике творение и тем более творящая мысль выше судьбы. Но потому миры Урана и непродолжительны. В ограниченном мире материи все повторяется: сегодня, как и миллион лет назад,-- и это делает творение незыблемым и прочным.
С судьбой связан семитский прародитель Илу, имя которого предшественик мусульманского Аллаха. Илу -- посылающий потомство и возглавляющий совет богов 'отец лет' и времени, которое, как и Земля, мыслится ограничивающим мир и определяющим его законы началом. Он изображается мудрым длиннобородым старцем, как и другие боги судьбы -- например, армянский Бахт ('судьба'). Время естественно ассоциируется со старостью, а мудрость -- с образом первопредка, дожившего до глубоких седин в те доисторические времена, когда, как мыслили древние, людям был отпущен гораздо более долгий век, и успевшего усвоить за это время всю земную мудрость. Если знание (всевидение) посылается Небом, мудрость связывается с земной жизнью, и сама древняя Гея-Земля часто дает богам мудрые советы. Астрология тоже соотносит мудрость и долголетие с планетой времени Сатурн и традиционно считает, что лучший возраст Козерогов -- старость.
Земную мудрость олицетворял и шумерский создатель людей Энки, хранивший таблицы ме, на которых были записаны судьбы людей и богов. Другим их хозяином мыслится Нинурта ('владыка земли'), бог растительности и плодородия и тоже земледелец. Небесным воплощением этого бога в Вавилоне считали планету Сатурн, которая так и называлась -- Нинурта. Таблицы судеб ме (название которых близко глаголу 'быть' и переводится как 'сущности, сути') -- центральный объект вожделения всех шумерских богов, вокруг которого разворачивается мифологическое действо и с которым связано существование как этого упрочившегося мира, так и самих богов.
Судьбу определял и славянский прародитель -- великий бог Род, некогда главный бог наших предков, предшествовавший в этой роли громовержцу Перуну. Образ Рода как прародителя понятен из однокоренных слов: родители, природа, народ, но смысл этого имени трактуется не только как 'тот, кто рождает', но и как 'рожденный, потомок'. Эти слова восходят к тому же индоевропейскому werdh -- 'расти, подыматься', что и индийское понятие вечного колеса закона риты, олицетворяющего постоянство перевоплощений. Род изображался вместе с двумя рожаницами -- матерью и дочерью, которые воплощали собой стабильную преемственность поколений. Образ нити судьбы как непрерывности поколений раскрывает архетип противоположного знака Рака, описывающий бесконечное течение жизни -- в то время как знак Козерога ставит акцент на ее определенности, ограниченности и смерти.
Род хранил, по всей вероятности, не только своих потомков, но и их землю-родину, их поля и дома, поскольку дожил он до наших дней в скромном облике домового. Образ домового, как духа определенного места, отражает все ту же потребность людей опереться на что-то коренное и незыблимое, что связало бы их с данной им во владение территорией и сделало бы ее своей. Интересно, что в образу домового нас сегодня возвращает явление полтергейста, относимое к проявлению магнитных сил, также связываемых с Сатурном. Аномалию полтергейста образует как бы намагниченность какого-либо места, несущая в себе память о прошлом. Можно сказать, что если Уран символизирует дух как таковой, то Сатурн -- дух определенной части или дух предмета, который и есть память о его судьбе. С прикосновением к сатурнианской материальной сути духовного связан фетишизм, как в древних, так