'мудрый' и 'мужчина') в виде различных фигур, считая их покровителями домов и приглашая их к себе в гости на ежегодные трапезы. Римскими покровителями каждого рода, а также местностей и городов выступали и другие божества, гении. С их названием сегодня связывается представление о врожденных способностях, и не случайно. Божества архетипа Козерога помогают самоопределению человека: через своих предков он узнает себя самого.
Слово genus означает 'род', а также 'колено' (и в смысле поколения, и как часть тела, опора ноги, соотносимая с планетой Сатурн. Русское слово 'поколение' также связано со значением колена). Тот же индоевропейский корень gen звучит в русском слове 'женщина', задача которой в продолжении рода, и в имени Геи-Земли, детьми которой мы все являемся. Римляне считали, что каждый человек имеет своего гения, а иногда даже двух -- доброго и злого, и каждый из них наделяет человека своим даром. Гений таким образом воплощает качества натуры человека, возвращая нас к сатурнианскому понятию индивидуальности и судьбы. Латинское слово натура -- 'природа': от 'nascor', первоначально 'gnascor'-- 'рождаться', тоже возводят к корню gen.
Римским гениям соответствуют греческие демоны, олицетворяющие роковые силы судьбы и также раскрывающие характер человека. Они тоже бывают добрыми и злыми, и иногда считается, что добрые демоны -- это исчезнувшее поколение древнего золотого века, занимающее промежуточное положение между богами и людьми. А индийские прародители питары ('отцы') в силу своей древности уже прочто перешли в разряд далеких небесных богов. Эти бессмертные, пирующие с первопредком Ямой, исполняют роль устроителей Вселенной, украшая небо звездами и устанавливая чередование дня и ночи -- хотя мир питаров отличен от мира богов.
Как показывает история развития сознания, человек определял себя через образы его земли. Поначалу он не мыслил себя через образ небесного бога, ибо тот символизировал для него прежде всего природу. Зато древние племена нередко вели свой род от животных. Для древних духи местности нередко выступали в образе характерных зверей и птиц данной территории -- и потому сливались с первопредками, закрепившими эту территорию за своими потомками, в единый образ тотемного животного. Тотемы исполняли сатурнианскую функцию хранителей рода и своей земли. Таков индейский племенной бог Ицамна, изображаемый в виде птицы каймана или древнего старика, который потом становится демиургом и покровителем возникших городов-государств. Образ созданной им Вселенной в виде дома, образуемого телами четырех кайманов, отражает ту веху человеческой мысли, когда мир действительно стал мыслиться своим домом, и опорой такого видения человеку послужил образ бога-покровителя своей земли.
Тотемные животные существовали у всех народов, и если говорить о нашем, то само слово 'русский' по одной из гипотез ведет свое начало от названия тотема-медведя -- 'рус' (такой же корень в латинском ursus и персидском аrsa, что значит 'медведь'), которое было запретным и потому заменилось иносказанием 'мед ведающий'. Для японцев тотемами были рыбы, которых, чтобы не произносить сакрального имени, они иносказательно называли 'животные с плавниками широкими, животные с плавниками узкими'. В Африке тотемными животными могли быть тигр или гиена, на просторных холмах Калифорнии -- орел или коршун, в лесах Полинезии -- сова.
При этом тотемы представлялись не только земными, но и небесными божествами. Европейцы поместили на небо двух Медведиц, Большую и Малую: мать и дочь, символизирующих продолжение собственного рода. Северные народы нашей страны видели в тех же созвездиях двух лосих. Народы Перу называли звезды именами животных, полагая, что все звери и птицы имеют свой архетипический прообраз в небесах. Североамериканские индейцы считали, что каждое животное имеет старшего брата, сильного и великого, и являющегося началом и корнем всех остальных особей -- своего первопредка, который живет в стране душ. Люди наделили животных божественностью по аналогии с образами своих прародителей -- и определили им небесное местожительство так же, как они отослали на небо первопредка, чтобы он остался их вечным ориентиром, хранящим их память о себе самих.
Тотемы служили самоопределению человека в пространстве, и определенные качества зверей помогали людям изучать свои собственные черты. В наше время ту же традицию доносит до нас Зодиак (в букальном переводе -- 'зверинец') -- особенно восточный, где циклические знаки времени получили в соответствие образы определенных