ни огнь, ни источники, ни древеса', а формула отречения от язычества, приписываемая Ефрему Сирину, призывает не делать ничего, что 'совершается обыкновенно у источников, под деревьями и на перекрестках'. В первом 'Тайноводственном поучении новокрещаемым' святой Кирилл Иерусалимский осуждает обычай 'возжигать свечи и кадить при источниках и реках'.
Основываясь на анализе историко-литературных памятников Древней Руси, Е.В.Аничков отмечал: 'Культы огня под овином, у воды и священных деревьев составляют самые главные черты народной веры наших предков' - и делал вывод о том, что в историко-литературных источниках 'о водяных культах упоминается еще чаще, чем о почитании огня-сварожича'. Основу же веры восточных славян составляет, по его мнению, 'обращение непосредственно к стихиям', 'к самой природе, как таковой'. На основе тех же материалов Е.Г.Кагаров утверждал, что 'древнейшей ступенью славянской религии был, по-видимому, анимизм', то есть своеобразное мировоззрение, 'по которому вся природа оживлена, наделена особой самостоятельной жизнью'.
Вообще же, составить исчерпывающее представление о характере верований, мировоззрении восточных славян I - начала II тысячелетия на основании имеющихся отрывочных материалов достаточно трудно. Скорее, возможно иное - выяснить, вера в какие существа и силы свойственна русским крестьянам XIX- XX веков, прослеживается ли она у наших отдаленных предков, оказываясь, таким образом, наиболее устойчивой, характерной.
Сохраняющаяся вплоть до XIX-XX веков особенность верований крестьян - это почитание 'живых' стихий, прежде всего земли в соединении с водой.
'К земле народ питает уважение, называет ее кормилицей, матерью сырой землей, местом покоя родителей. При божбе клянутся ею: 'Невзвидь я земли под собор, кормилицы'. Сухою землею засыпают раны от поруба и пореза, говоря, что 'мать сыра земля улечит лучше великого знахаря и за леку не возьмет'. Есть и другое мнение, что 'Земля не олицетворяется, а матерью называется по той причине, что первый человек Адам взят из земли; и, соответственно, на этом основании народ питает к ней такое уважение, что если бы кто вздумал в шалости стегать плетью землю, то тому старшие непременно бы заметили, чтобы он перестал стегать мать сыру землю'. Мать сыра земля - 'это не поэтическая только метафора, а нечто большее - действительная кормилица и поилица человека, чувствующая и сознающая. У ней есть глаза, это - озера, реки и вообще воды. Полагаем, что культ земли сохранился в своей древнейшей форме, - пишет Н.М.Гальковский, - это почитание без храмов, обрядов и даже без определенно выраженной идеи; в основе этого культа лежит сознание близости и зависимости от земли... Такое сознание присуще всем людям'.
Сходным остается в XIX-XX веках и отношение к воде, также считающейся 'живой': даже в последней четверти XX века на севере России местами сохраняется запрет после захода солнца 'ходить по воду'. Запрет этот мотивируется тем, что 'вода спит, отдыхает, и ее нельзя будить'. Почти повсеместно считалось, что оскорбление воды шумом, бранью, плевками, прочими неуместными и неурочными действиями может навлечь болезнь и даже смерть. На Ярославщине оскорбивший воду опускал в нее кусок хлеба, прося прощения у 'матушки воды' и у 'водяных дедов и прадедов, отцов и матерей и их малых детушек'. Аналогично, 'получившие вред от упаду наземь' ходили 'прошаться' (просить прощения у земли) на то место, 'где случилось падение'.
Вода в разнообразных состояниях - вода рек, озер, дождевая, ключевая - играет особую роль и в повседневном быту крестьян XIX-XX веков, и в больших календарных праздниках, обрядах. Во многих губерниях России встречать весну выходили именно к рекам, к воде. Как и птицы, пробуждающиеся ручьи, родники, вскрывающиеся ото льда реки были первыми вестниками весеннего воскресения земли, будущего расцвета природы. Крестьяне говорили, что 'на Сороки (22 марта) прилетает кулик из-за моря, приносит воду из неволи', а апрельские 'ручьи землю будят'. В крестьянском календаре отмечали все особенности поведения родников и ручьев, время вскрытия рек, сроки половодья: 'Если в марте вода не течет, в апреле трава не растет'; 'Раннее вскрытие реки обещает хороший покос' и т.п.
Согласно народной космогонии, вода со всех сторон обтекает, покоит на себе землю. По поверьям, именно водной дорогой умершие отправляются в свои расположенные за морем жилища, поэтому в некоторых областях России на Пасху кидали в реки яичную скорлупу, чтобы вода принесла покойным весть о празднике. Повсеместно