неудачный поход на Константинополь. По проливу Босфор прошёл сильный смерч. Многие корабли были потоплены бурей, часть судов выбросило на берег, а спасавшиеся на берегу были перебиты. Лишь малая часть возвратилась домой. Вскоре из Киева прибывает посольство с просьбой о крещении. Воспользовавшись обстоятельствами, греки проводят первое крещение русов. Тут было использовано всё: и крещение пленных, и ослабление веры в родных богов, якобы не защитивших от голода и военных неудач. Возможно, что именно тогда крестился киевский князь Аскольд. Широкого распространения христианство в Киеве и окрестностях тогда не получило, хотя в городе были построены церкви.
Для распространения христианства на подвластных Хазарии славянских и русских землях из Византии были отправлены ещё в 860 г. известные «просветители»: Константин (Кирилл) Философ и Мефодий. «Основатели славянской письменности» изучают в Корсуне евангелие и псалтырь, написанные «русскими письменами», а затем, вернувшись в Византию, изобретают свою письменность, приспособленную для облегчения переводов с греческого на русский. Судя по всему, русы уже говорили на одном из диалектов славянского языка. В Багдаде русские купцы пользовались услугами переводчиков из рабов-славян.
«Основоположники» «славянской письменности» завозят 11 новых искусственных букв, создают новояз (церковнославянский язык, развившийся из македонского славянского диалекта), приспособленный для грядущего подчинения славян привозной «вере». Тогда же назначается и глава русской церкви, за 120 лет(!) до «принятия крещения». В славянских землях в то время пользовались письменностью «черт и резов» (руническим письмом), о чём писал ещё в X веке болгарский монах Храбр: «Прежде оубо Словене не имеху книг, но чрьтами и резами чьтеху и гатааху погани суще». Особо хочу остановиться на словах «не имеху книг». Славяне расселились по всей Европе в VI веке, а слова писать, читать и книга общие для всех славян. Допустим, что книги появились у славян только в V веке. Хотя само слово книга (источник знаний) сближается с английским глаголом know – знать, а также с русским словом знать ( князья), а это значит, что понятия возникли довольно давно. Храбр совершенно справедливо сообщает, что до появления книг славяне уже пользовались «чертами и резами». А в IX и X веке славяне в быту пользовались азбукой, похожей на «кириллицу», но состоящую из меньшего количества букв. Такие азбуки найдены в Киеве (граффити Софийского собора), в ней 27 букв, и в Великом Новгороде (береста №591) – 32 буквы. Вполне вероятно, что Кирилл и Мефодий изобрели не «кириллицу», а глаголицу, которая производит впечатление искусственного письма, больше похожего на тайнопись. Кроме того, написать глаголицей на бересте что-нибудь разборчиво невозможно. Глаголица предназначалась для пергамента. На бересте же и на буковых дощечках чертили, отчего происходят названия черты и, возможно, буквы.
В конце 60-х годов христианство распространилось в Сербии и Хорватии. В 874 г. Аскодьд совершает очередной поход на Константинополь, закончившийся неудачей. С остатками войска он возвращается в город, где «бысть плач велий». В том же году в Киеве начался «глад велий». После очередного неудачного похода русов, император Василий I Македонянин решает раз и навсегда покончить с северной угрозой.
Как свидетельствует Константин Багрянородный: «И народ россов, воинственный и безбожный, посредством щедрых раздач золота, серебра и шелковых одежд (как тут не вспомнить пресловутую «бочку варенья, да корзину печенья», — В.К.) Василий I Македонянин привлек к переговорам и, заключив с ним мирный договор, убедил их сделаться участниками спасительного крещения и расположил принять архиерея». Для большей убедительности засланный архиерей сотворил «чудо», бросив пропитанное огнеупорным составом евангелие в печь и вынув его невредимым. «Сие же видевше Руси, дивишася, чюдящеся силе Христове, но ещё не время бе прославитися в имени господню». По видимому, в этот раз были крещены не киевляне, а собственно русы, обитавшие в «малой Руси» на Днепре. Георгий Кедрин сообщает, что они «народ скифский, около Северного Тавра обитающий, лютый и свирепый…испытавший гнев божий». Таким образом, Византия заполучила себе в подданство ещё одно государство. Однако эти ранние «крещения Руси» замалчиваются христианской церковью по трём причинам. Во-первых, во времена составления летописи Нестором и исправления летописных «ошибок» (первые летописи велись волхвами) Русь враждовала с Византией. Во-вторых, патриарх Игнатий,